Электронное взаимодействие банка с Пенсионным Фондом

Новое в продуктах
4216
0
Надежда Сперанская, ведущий аналитик департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab
Как осуществляется электронное взаимодействие между банком и Пенсионным фондом? Очевидно, что кроме АБС и системы фонда в этом процессе задействована еще третья сторона-посредник, которая занимается передачей информации между заинтересованными организациями. Однако она выступает всего лишь связующим звеном между банком и государственным учреждением, тогда как все основные действия по обработке запросов Пенсионного фонда выполняются непосредственно в АБС.


На сегодняшний день информационный обмен банка с государственными структурами осуществляется посредством электронного взаимодействия. Согласитесь, куда удобнее не связываться с бумажной рутиной, а оформить электронный документ нужного вида и в считанные секунды передать его адресату по цифровым каналам связи. Поддерживает этот тренд и Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий электронный документооборот с банковским сектором по доставке пенсий и иных социальных выплат, а также по предоставлению ежегодной отчетности. 
В рамках электронного взаимодействия с банком ПФР может (рис.1):
  • присылать в банки реестры зачислений пенсии и иных социальных выплат;
  •  направлять реестры на возврат средств, которые были ранее ошибочно зачислены;
  • получать результаты обработки посланных в банк реестров;
  • запрашивать у банков формирование ежегодной отчетности по заданным критериям;
  • получать ежегодную отчетность, регулярно формируемую банками.
Рис_1.jpg

Рис. 1. Реестры поручений ПФР


Все перечисленные выше действия по электронному взаимодействию с ПФР выполняются так называемым коннектором — модулем, отвечающим за обмен данными между банком и ПФР (в линейке продуктов нашей компании это модуль «RS-Connect. Обмен с ПФР» из состава программного комплекса RS-Connect, предназначенного для обеспечения обмена с государственными информационными системами). Но RS-Connect в этом процессе выступает только связующим звеном между ПФР и АБС: непосредственная обработка реестров или сбор данных для составления отчетности выполняются именно в АБС RS-Bank V.6, а точнее — в системе автоматизации розничного банковского обслуживания RS-Retail V.6.

Получение и обработка реестра зачислений

Ведение реестров ПФР реализовано в RS-Retail на базе функциональности списковых перечислений. Получив по защищенным каналам связи от ПФР реестр зачислений, RS-Connect выполняет его первоначальную проверку и, в случае успеха, передает его на обработку в RS-Retail (рис. 2).




Рис_2.jpg

Рис. 2. Просмотр реестра поручений

Поступающие от ПФР массивы зачислений нередко бывают достаточно объемными, поэтому передача реестра в RS-Retail выполняется пакетами фиксированного размера. При наличии в RS-Retail действующего договора с ПФР, от которого получен реестр, на основании поступившего массива зачислений автоматически формируется «Списковое поручение на перечисление денежных средств на счета получателей» с разбивкой по подразделениям ведения счетов.

Если к данному моменту банк уже получил из ПФР платежное поручение на перевод денежных средств согласно присланному реестру, то в списковом поручении автоматически будет проставлен признак сверки, сигнализирующий о разрешении выполнения проводок по счетам клиентов (рис. 3). Если же к моменту загрузки в RS-Retail массива зачислений из ПФР денежные средства еще не поступили, то сверку спискового поручения можно произвести позднее вручную — либо при поступлении ожидаемого входящего расчетно-денежного документа, либо из формы спискового поручения.


Рис_3.jpg

Рис. 3. Разрешение на выполнение проводок по счетам клиентов

При обнаружении ситуации, когда сумма поступившего в RS-Retail массива зачислений ПФР не соответствует сумме денежных средств, перечисленных со стороны ПФР в банк на оплату присланного реестра, RS-Retail передает в RS-Connect информацию о несоответствии присланного реестра и соотнесенного с ним платежного поручения. На основании этих данных RS-Connect формирует и отправляет в ПФР уведомление о расхождении сумм, обнаруженном на стороне банка. Однако прекращать обработку полученного реестра не потребуется — банк может продолжить зачисление денежных средств на счета получателей в размере поступившего от ПФР платежа. При обработке массива будет отслеживаться доступная для перечислений на счета сумма.

При осуществлении проводки спискового поручения на каждую запись реестра ставится код обработки (рис. 4), определяющий успешность или неуспешность выполнения операции. Если по каким-либо причинам зачисление денежных средств на счет получателя не может быть произведено (например, счет получателя не найден или к моменту проводки этот счет оказался уже закрытым, либо обнаружено несоответствие ФИО владельца счета и получателя из реестра ПФР), перечисление денежных средств по данному клиенту не производится, а незачисленные денежные средства возвращаются в ПФР.


Рис_4.jpg

Рис. 4. Простравление кодов обработки на записи реестра

Когда проводка спискового зачисления полностью завершена, в нем автоматически устанавливаются признак и дата квитовки. Они сигнализируют о том, что обработка реестра зачислений ПФР в RS-Retail закончена, и ее результаты следует передать в RS-Connect для формирования на их основе Отчета об обработке массива зачислений для ПФР. 

Если отчет об обработке реестра будет успешно принят в ПФР, от RS-Connect в RS-Retail поступят сведения о результатах обработки в ПФР Отчета о зачислениях, которые зафиксируются в параметрах соответствующего спискового поручения (рис. 5). На этом обработка текущего реестра считается полностью завершенной.


Рис_5.jpg

Рис. 5. Успешное завершение обработки реестра

Работа с реестром возвратов 

Обработка реестра возвратов, поступающего из ПФР, по своему принципу схожа с обработкой реестра зачислений. Поступающий из RS-Connect в RS-Retail реестр также автоматически преобразуется в списковое поручение на возврат запрошенных сумм с указанных в данном реестре счетов. Основное отличие при автоматическом формировании спискового поручения на возврат заключается в том, что коды обработки в этой ситуации проставляются уже при формировании списка. Если возврат денежных средств невозможен, система определяет причину невозврата и фиксирует ее в записи реестра с соответствующим кодом. Далее предпринимается попытка вернуть запрошенные ПФР денежные средства со счетов, по которым был установлен код обработки, символизирующий возможность выполнения требуемого возврата. Если при проводке операции оказывается, что она не может быть успешно выполнена, то код обработки соответствующим образом изменяется.

После того как списковое поручение будет полностью обработано, на нем устанавливается признак квитовки, на сумму возвращенных денежных средств формируется платежное поручение в ПФР, а результаты обработки реестра с помощью вызова специального web-сервиса передаются в RS-Connect для выпуска на их основе электронного отчета о выполненном возврате для ПФР.

Составление ежегодной отчетности

Ежегодно, к 1 февраля, банки должны отправлять в ПФР следующие уведомления:

  • Об отсутствии личных обращений получателя за совершением операций по его счету, на который зачисляется пенсия, более 1 года;
  • О выдаче сумм пенсии со счета получателя в течение 12 месяцев подряд по доверенности, срок действия которой превышает 1 год;
  • О владельцах счетов, по которым в течение 6 месяцев подряд осуществляется перевод сумм пенсий в иное структурное подразделение банка или кредитное учреждение.
  • О владельцах банковских карт, на счета которых осуществляется зачисление сумм пенсий;

Перечисленные уведомления могут формироваться как по инициативе банка (вызов формирования отчета выполняется из соответствующего пункта меню в модуле RS-Connect), так и в ответ на полученный из ПФР запрос информации.

RS-Retail в данном случае выступает в роли хранилища данных, на основании которых строятся требуемые уведомления.

Поступивший от RS-Connect запрос на сбор данных для ежегодных отчетов фиксируется в специальном журнале (рис. 6). При этом на каждый запрос сбора данных в журнале создается столько записей, по скольким в рамках этого запроса должен быть выполнен сбор данных для различных ежегодных отчетов.


Рис_6.jpg

Рис. 6. Журнал подготовки ежегодной отчетности

Далее отдельно по каждой записи журнала запускается процедура сбора информации. При этом RS-Connect периодически опрашивает RS-Retail о готовности сбора данных для составления ежегодной отчетности для ПФР по ранее присланному запросу.

Когда данные будут полностью собраны, RS-Connect забирает их из RS-Retail с помощью вызова соответствующего web-сервиса. Передача собранной информации может выполняться как единым блоком, так и отдельными частями.

Для повторного составления отчета всегда формируется новый запрос, и данные отбираются заново. Поэтому информация, по которой отчет составлялся ранее, после ее передачи в RS-Connect становится больше не нужной и удаляется специальной процедурой.

***

Таким образом, RS-Retail совместно с «RS-Connect. Обмен с ПФР» реализует полный цикл электронного взаимодействия с Пенсионным Фондом РФ. Работая в штатном режиме, реализованная функциональность не требует вмешательства со стороны оператора. С другой стороны, при возникновении нештатных ситуаций система оповестит об этом ответственных лиц, а подробная журнализация событий позволит быстро выяснить причину произошедшего сбоя.


Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2016 2017 2018 2019 2020