Финансирование торговых сделок без проблем

Новое в продуктах
351
0
Наталья Еремина, начальник аналитического отдела департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab
В современном мире, где география торговых связей буквально не имеет границ, особой популярностью пользуется документарный аккредитив — гарантия банка, что оплата по сделке будет произведена в срок и в полном объеме. Для покупателей и поставщиков наличие аккредитива является простым способом обезопасить себя при общении друг с другом. А вот для банка предоставление подобного сервиса сопряжено с немалыми трудозатратами на кропотливую обработку большого количества сопутствующих документов. Наша статья адресована банкам, которые хотят нарастить количество предоставляемых аккредитивов и при этом не увеличить трудозатраты на их обслуживание.


В чем суть аккредитивного договора?
 
Часто покупатели и поставщики не имеют основания доверять друг другу, они заключают договор в первый раз и не знают, чего ожидать от контрагента. В этом случае аккредитив — это способ подстраховаться от неприятностей. Покупатель (приказодатель) не перечисляет предоплату в адрес поставщика до отгрузки товара. Он просит банк гарантировать оплату и за это готов платить дополнительно, ведь альтернатива — потерять всю сумму. Также спокоен бенефициар — у него есть гарантии банка и можно работать без 100% предоплаты. 
Как правило, банк выпустивший аккредитив (банк-эмитент), банк, производящий по нему выплату бенефициару (исполняющий банк), и банк, который доводит условия выпущенного аккредитива до бенефициара (авизующий банк), — это совершенно разные банки. Зачастую они даже находятся в разных странах. Но у них есть средства телекоммуникации, например, транспортная система SWIFT, в которой предусмотрена идентификация участников, поэтому они могут гарантировать, что их контрагент по операции — именно тот, за кого себя выдает. Участие в операции банков существенно снижает возможность мошенничества, соответственно, бенефициар может отгружать товар, будучи уверенным, что получит оплату в полном объеме.  
Как же банк решает для себя, что в данном конкретном случае платить можно? В аккредитиве очень подробно описываются документы, которые должен предоставить бенефициар и которые, согласно условиям аккредитива, должны подтвердить, что товар отгружен или заказанные услуги предоставлены. Это торговые накладные, счета-фактуры, сертификаты качества, морской коносамент и т.п. Получив документы, банк сверяет их с аккредитивом и принимает решение о выполнении его условий и, соответственно, об оплате. 

Документооборот с участниками операции 

Как следует из сказанного выше, аккредитив — это, в первую очередь, работа с документами. Недаром сама операция называется «документарной». Предоставление этого вида услуг требует от банка поддерживать обширный документооборот с различными участниками операции. В их числе: 
  • Приказодатель, по заявлению которого открывается аккредитив. Именно с этим участником операции согласовываются условия аккредитива, которые должны быть тщательно зафиксированы и переданы другим участникам. По требованию приказодателя вносятся изменения в уже выпущенный аккредитив. С ним согласовываются возможные расхождения в документах, представленных к оплате бенефициаром. 
  • Банк, который представляет аккредитив бенефициару, – авизующий банк. Ему направляется аккредитивный договор с условиями, предложенными приказодателем. От него же ожидается подтверждение аккредитива или предложения по изменению условий от бенефициара. Через него направляются все изменения, согласованные с приказодателем. 
  • Банк, который производит выплаты по аккредитиву в адрес получателя. Этот участник передает в банк, выпустивший аккредитив, представленные бенефициаром документы. Он же сообщает о расхождениях (если они выявлены) между полученными документами и условиями, зафиксированными в договоре аккредитива. В адрес этого банка направляется информация – принимать ли документы, не полностью соответствующие оговоренным ранее условиям, или отказать в выплате бенефициару. 
  • Банк, к которому обращаются за подтверждением аккредитива, то есть с просьбой гарантировать его оплату, если этого не сделает банк, выпустивший аккредитив. К нему направляется просьба о подтверждении и информация о необходимой сумме выплаты. В ответ он сообщает о своем согласии в подтверждении аккредитива или о его оплате, либо о причинах отказа.  
Помимо обмена информацией об условиях аккредитива или их изменении, а также документах, предоставленных бенефициаром, банки также направляют друг другу требования о возмещении понесенных расходов.
Итак, обмен документами завершен, все подтверждения получены — пришло время платить. Тут возникает необходимость формировать платежные документы, на основании которых будут:
  • списываться средства со счета приказодателя для резервирования их под будущие выплаты;  
  • производиться выплаты бенефициару против переданных им документов. Причем сумма может быть выплачена вся сразу или отдельными траншами — по мере отгрузки товара, или предоставления услуг;
  • взиматься комиссии за действия по обслуживанию аккредитива — как с приказодателя, так и с бенефициара;  
  • перечисляться средства между банками. Это основная сумма аккредитива, то есть средства, предназначенные к выплате бенефициару. А также это возмещение расходов, понесенных банками – участниками операции. 
И это еще не все необходимые документы, которые формируются по аккредитивной операции. Есть еще внебалансовый учет, на счетах которого отражается сумма аккредитива, а также все корректировки по ней – как результат изменения (уменьшения или увеличения) первоначально согласованной суммы, так и постепенное уменьшение по мере выплаты бенефициару. Также на внебалансе отражаются выданные и полученные банком гарантии по аккредитивной операции. 
Нередки ситуации, когда у приказодателя недостаточно средств для оплаты по заключенному с бенефициаром договору. Здесь на помощь опять приходит банк – аккредитив финансируется за счет кредита, соответственно, к операции присоединяется кредитный договор. Открытый под аккредитив кредитный договор дополнительно увеличивает объем документооборота и трудоёмкость операции в целом. 
В итоге любая аккредитивная операция сопровождается большим количеством документов как в электронном виде (сообщения SWIFT, платежи), так и в бумажном (заявление на аккредитив от приказодателя, документы от бенефициара). И ни один этих документов нельзя потерять или исказить. 
«Торговое финансирование» вам в помощь 

Если несколько аккредитивов в год еще можно вести вручную, то большие объемы требуют автоматизации документооборота. И здесь на помощь приходит новый модуль RS-Bank V.6 – «Торговое финансирование» (рис. 1).  
Вот что новый функциональный модуль может предложить банкам, которые хотят умножить количество обслуживаемых аккредитивов и при этом существенно не увеличить трудозатраты на их обслуживание:  
  • Возможность вести аккредитив, находясь в любой из ролей участника аккредитивной операции: банка-эмитента (импортные аккредитивы), авизующего банка, исполняющего банка, подтверждающего банка (экспортные аккредитивы). 
  • Интерфейс для фиксирования всех условий аккредитива. Сведения, необходимые для заполнения аккредитива, в электронной форме (сообщение SWIFT MT700) вводятся в систему и с момента выпуска аккредитива защищаются от несанкционированного изменения.  
  • Автоматическое формирование сообщения MT700 при выпуске аккредитива. В случае необходимости (при превышении MT700 максимально допустимого размера, ведь в аккредитиве может быть очень много условий) создание дополнительных сообщений MT701. Прием сообщений MT700/MT701 и преобразование их в договор аккредитива, представленный в интерфейсе в удобной для пользователя форме.  
  • Автоматизацию бухгалтерского учета с возможностью гибкой настройки необходимых проводок на шагах операции. Формирование банковских или мемориальных ордеров, а также платежных поручений для отражения операции в учете. 
  • Открытие по мере необходимости счетов (балансовых и внебалансовых) под каждый аккредитив с использованием механизма категорий учета. 
  • Интерфейс для внесения в аккредитив изменений с формированием сообщений MT707/MT708 для отправки их бенефициару. Прием аналогичных сообщений со стороны бенефициара, загрузка их в систему и перевод в интерфейс, удобный для пользователя. 
  • Применение акцептованных всеми сторонами изменений с автоматическим уточнением первоначальных условий аккредитива. Если же изменилась сумма аккредитива, то автоматическое отражение этого изменения в бухгалтерском учете.  
  • Интерфейс для работы с сообщениями о расхождении в документах, предъявленных бенефициаром к оплате, с условиями, обозначенными в аккредитиве. Формирование сообщений для их отправки в банк-эмитент. Прием сообщений от исполняющего банка и формирование ответа.
  • Возможность связать с аккредитивом кредитный договор или кредитную линию, открытую под него. Инициирование на шагах операции обработки аккредитива выдачи кредита в сумме, необходимой для перечисления покрытия на счета банка, выплат бенефициару или возмещения расходов банков-участников операции.  
  • Автоматическое прикрепление к аккредитиву всех исходящих сообщений SWIFT, сформированных на шагах операции и предназначенных для отправки контрагентам по операции. Также к аккредитиву «привязываются» входящие сообщения, в которых в ссылочном референсе (Related Reference) указан его номер, присвоенный банком-эмитентом. 
  • Возможность связать с аккредитивом вручную следующие сообщения: сформированные не из операции по аккредитиву, а введенные вручную в модуле «Межбанковские расчеты»; загруженные в систему и не связанные с аккредитивом автоматически, например, из-за ошибки в ссылочном референсе или при его отсутствии. 
  • Аналогично сообщениям все платежи, сформированные из операции обработки аккредитива, уже к нему привязаны. Поступившие от контрагентов распоряжения или введенные вручную в модуле «Бухгалтерия банка» или «РКО юридических лиц» можно добавить в общий список платежей по аккредитиву – для полноты картины и отслеживания своевременности отправки/поступления средств.  
  • Механизм прикрепленных объектов, позволяющий связать с аккредитивом (в электронном виде) копии всех документов, поступивших в банк на бумаге. Это может быть отсканированное заявление приказодателя на открытие аккредитива; все документы, подтверждающие отгрузку товара бенефициаром; почтовые квитанции, полученные по факту отправки документов на бумаге по почте и т.п.

Схема для статьи 07_2020.png
 Рис. 1. Предоставление аккредитива в модуле «Торговое финансирование»  

Таким образом, пользователи модуля «Торговое финансирование» получают возможность вести документооборот по аккредитивам в одном месте. При этом все сопутствующие операции максимально автоматизированы, а бухгалтерский учет аккредитивов организован согласно учетной политике банка. Уверены, это поможет им привлекать новых клиентов и более эффективно обслуживать аккредитивные договоры, несмотря на возрастающие объемы работы.

Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2016 2017 2018 2019 2020