Сегодня и завтра страхового бизнеса

Исследования
109753
0
Денис Хадасков, коммерческий директор
Компания R-Style Softlab дебютировала на страховом рынке всего три года назад, но уже сумела найти «своего» клиента и заработать хорошую репутацию. Как нам это удалось? Все очень просто: мы следим за потребностями клиентов, своевременно предлагаем нужные им решения и стараемся превосходить ожидания своих заказчиков. О том, чем живет сегодня сектор страхования, с какими проблемами сталкивается, и каковы перспективы отрасли в интервью рассказал Денис Хадасков, коммерческий директор R-Style Softlab.


— Денис, общаясь с клиентами из страхового сектора, вы наверняка в курсе, чем живет сегодня эта отрасль?

— Непосредственное общение — это, безусловно, очень важный аспект. Но не всегда удается пообщаться лично. Поэтому я очень признателен нашей команде клиентских менеджеров, которые взяли на себя труд регулярно проводить опросы клиентов — и банков, и представителей страхового бизнеса. Получая результаты этих опросов в структурированном виде, производственникам проще определиться с векторами развития своих систем и понять, каких новшеств клиенты ждут от компании в первую очередь.

— В текущих реалиях весь финансовый сектор экономики и страховой рынок, в частности, испытывают серьезные трудности, связанные с санкционными ограничениями, зарубежными расчетами и т.д. Какие проблемы для страховых компаний являются самыми болезненными?

— Как раз совсем недавно мы проводили опрос страховых, чтобы выяснить, с какими вызовами столкнулась отрасль. Проанализировав ответы, нам удалось вычленить пять основных «болевых точек».

Прежде всего, начались проблемы с международными расчетами. Зарубежные инвестиционные инструменты перестали приносить доход, из-за чего страховые компании вынуждены полностью пересмотреть подходы к инвестиционному страхованию и искать альтернативные инвестиционные решения. А это, как известно, требует времени.

На фоне экономической неопределенности граждане начали срочно массово закрывать счета для размещения средств в банках под повышенные проценты. Особенно это актуально для компаний с иностранными корнями: на фоне демарша иностранного бизнеса клиенты опасаются размещать средства в таких организациях и стремятся забрать свои накопления.

Кстати, эмоциям поддались не только клиенты, но и персонал страховых компаний. В результате нагрузка на кадровые службы выросла кратно, им приходится срочно искать инструменты для удержания сотрудников. Значительно пострадала и агентская сеть: в текущих условиях люди не стремятся открывать новые полисы инвестиционного страхования, придерживая деньги.

На этом фоне возросла активность киберпреступников. И хотя особо крупных централизованных атак на серверы страховых компаний зафиксировано не было, по отношению к их клиентам действия мошенников стали куда более агрессивными.

Есть и еще одна проблема: на фоне ухода из России иностранных ИТ-компаний появились трудности с приобретением нового оборудования, главным образом инфраструктурного. В долгосрочной перспективе, по словам менеджмента страховых, это негативно отразится на развитии компаний и запуске новых цифровых продуктов. Многие из участников опроса отметили также необходимость значительных инвестиций в импортозамещение программного обеспечения.

— Очевидно, что проблемы эти весьма серьезные и требуют пристального внимания. Однако конкурентная основа рынка страхования никуда не делась. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, страховщикам придется продолжить начатую ранее гонку за технологиями. Хотя, в современных реалиях препятствий на этом пути будет немало. Говорили ли участники опроса о том, с какими преградами сталкиваются при внедрении новых технологий в бизнес-процессы?

— Не открою тайну, если скажу, что страховая отрасль является одной из самых зарегулированных на финансовом рынке. Хотя правила и требования к деятельности и организации бизнес-процессов давно устоялись, на сегодняшний день многие из них уже устарели. Процесс законодательного обновления дополнительно тормозится крупнейшими игроками рынка, которые не хотят перестраиваться и лоббируют сохранение текущего положения дел. Страховая отрасль обладает высокой инерционностью, изменения здесь приживаются крайне медленно. На этом фоне ослабление регуляторной нагрузки стало бы хорошим подспорьем для внедрения ИТ-инноваций. И с этим согласно большинство опрошенных.

Банки, брокеры и прочие участники финансового рынка сегодня обладают значительным арсеналом ИТ-решений, по сути уже коробочных, заточенных под большинство задач. Даже негосударственные пенсионные фонды начинают постепенно догонять остальных участников отрасли с точки зрения сервисов, хотя НПФ всегда считались наиболее консервативными представителями финансового сектора. Страховые же не могут похвастаться таким набором готовых решений, большинство бизнес-задач требуют отдельной разработки, тестирования и внедрения, а это — дополнительное время и средства.

Еще один важный момент – неочевидность выгоды от траты денег и времени на внедрение технологических решений. С тем же банком клиент взаимодействует чуть ли не ежедневно, а мобильное приложение уже давно стало единой удобной площадкой, где клиенту доступны все банковские продукты. Обращение же в страховые компании случается не так часто: человек получил услугу и в дальнейшем вспоминает о страховой компании только при наступлении страхового случая или для получения средств в рамках инвестиционного страхования.

К тому же страховой бизнес отдает приоритет агентской модели продаж, нежели дистанционному обслуживанию. Если человек приходит раз в год для приобретения полиса ОСАГО/КАСКО, то зачем инвестировать в развитие ИТ-инфраструктуры? Найти агента страховой компании и приобрести у него необходимый страховой продукт не составляет никакой проблемы.

— Все это, конечно, так — страховой бизнес не столь динамичен, как, например, банковский. Между тем страховые компании вовсе не инертны в плане технологий.

— Абсолютно согласен. Отрасль активно развивается в технологическом плане. И в ходе нашего опроса нам даже удалось выявить несколько устойчивых трендов, которые будут владеть умами страховщиков в обозримом будущем.

Во-первых, на рынке начнется (а частично уже началась) переориентация с массовых продуктов на персональные предложения. Разумеется, перевести абсолютно все страхование к такому подходу невозможно. Однако страховые компании будут идти к тому, чтобы формировать персональные предложения по самым ликвидным для себя продуктам — инвестиционному страхованию жизни, ипотечному страхованию. Это поможет сделать клиента более лояльным к конкретной компании. В перспективе мы, вероятно, сможем увидеть гонку страховых продуктов, аналогичную банковским кешбекам и льготным периодам по кредитным картам, но под конкретных клиентов или, по крайней мере, группы клиентов.

Еще один тренд — массовое появление чат-ботов и голосовых помощников в отрасли. Ожидается, что эти технологии будут внедрены на всем клиентском пути: при оформлении полиса, при его продлении, при наступлении страхового случая. Опять же, можно посмотреть на опыт банков, где эти технологии уже используются на протяжении нескольких лет. Конечно, они не стали единым окном взаимодействия клиента и организации, но, безусловно, заняли свою нишу.

В целом же цифровизация отрасли оптимизирует все бизнес-процессы, ускорит принятие решений. Компании будут анализировать своих действующих и потенциальных клиентов с применением больших данных, что вполне созвучно с тенденцией персонализации продуктов. Внедрение цифрового профиля гражданина позволит формировать эти самые персональные предложения на маркетплейсах, в частности на портале Госуслуг, где готовится к запуску такая площадка.

Продажа страховых продуктов и дальнейшее взаимодействие со страховой будет все сильнее приобретать дистанционные формы, что позволит сократить время коммуникаций и снизить стоимость продуктов.

Трендом становятся и новые виды страхового бизнеса – страхование киберрисков и дронов. Киберстрахование предполагает не только выплаты в случае действий злоумышленников, страховая компания финансирует расследование киберпреступления и проведение необходимых экспертиз. Однако у этого направления есть определенные преграды: компании, даже заинтересованные в страховании от хакерских атак, крайне неохотно раскрывают подробности устройства собственной ИТ-инфраструктуры.

Что касается страхования беспилотных летательных аппаратов, то здесь страховка не просто желательна, она обязательна в соответствии с Воздушным кодексом РФ. И в первую очередь страховые продукты для дронов необходимы корпоративным клиентам как способ не только защитить свою собственность, но и ответственность перед окружающими. В обозримом же будущем, по словам участников отрасли, опыт страхования БПЛА распространится и на рядовых пользователей устройств, став аналогом ОСАГО.

— Денис, расскажите, как продвинулась компания в деле автоматизации страхового бизнеса за последние годы? Как мы можем поддержать страховой бизнес в решении их проблем?

— За истекшие с момента запуска в компании данного направления три года мы реализовали несколько проектов в страховых компаниях и сформировали линейку продуктов для учреждений этого профиля, куда наряду с фронт-офисным решением и системой ДБО вошли также универсальная система подготовки отчетности в формате XBRL, платформа для организации онлайн-взаимодействия с ГИС и корпоративное хранилище данных. Как видите, мы тоже в тренде и всегда готовы предложить страховому бизнесу удобные и эффективные ИТ-инструменты.

— Большое спасибо за интересную беседу!





Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2017 2022