Разделяй и внедряй: опыт запуска регламентированной отчетности в «Почта Банке»

Кейсы
98233
0
Надежда Макарова, руководитель отдела продаж департамента аналитических систем, R-Style Softlab
На примере автоматизации подготовки и выпуска регламентированной отчетности в «Почта Банке» автор рассказывает, как правильно выбранная стратегия ведения проекта позволила банку выполнять требования регулятора в условиях недостаточной автоматизации и многократного увеличения объемом бизнеса.


Суть проекта и ожидания банка


Выполненный нашей компанией проект в ПАО «Почта Банк» заключался во внедрении системы подготовки и выпуска отчетности для ЦБ РФ. За два года (именно столько длился проект в этом кредитном учреждении) командой разработчиков было внедрено 34 новых формы отчетности и 16 проверочных отчетов.

Новое решение должно было снизить регуляторные и операционные риски финансово-кредитного учреждения, уменьшить нагрузку на АБС и другие ИТ-системы банка, оптимизировать бизнес-процессы. Забегая вперед отмечу, что все эти цели нам удалось достичь. Причем в довольно сжатые сроки (учитывая колоссальные объемы проделанной работы). Основной секрет успеха состоял в выбранной технологии ведения проекта. Но об этом позже, а пока расскажу, с чего все началось.

Причины автоматизации — предполагаемое укрупнение бизнеса и не только


Именно предстоящее укрупнение бизнеса стало одной из ключевых причин, по которой «Почта Банк» (на тот момент он еще назывался «Лето Банком») обратился в нашу компанию. В то время банк стоял на пороге глобальных преобразований — многочисленные отделения «Почты России», расположенные по всей стране, должны были стать подразделениями нового финансового гиганта — «Почта Банка». В связи с этим прогнозировалось, что объем операций, подлежащих учету, увеличится многократно. Кроме того, банк осознавал значимость своевременного предоставления обязательной отчетности, поэтому считал автоматизацию процесса подготовки и выпуска отчетности ЦБ первостепенной задачей. Потребности крупной кредитной организации уже невозможно было покрыть с помощью применяемого ранее решения собственной разработки — банку было не обойтись без промышленного средства автоматизации.

Но это было не единственным основанием для перехода на решение стороннего вендора. Дополнительным стимулом стало ужесточение требований со стороны регулятора, появление новых законодательных актов и увеличение количества обязательных отчетов. Если в 2015 году Банк России выпустил всего одно Указание по подготовке отчетности, то за первые 9 месяцев 2016 года их было уже шесть. В 2015 году регулятор внес 42 изменения в свои Указания, в 2016 году — около 60.

Исходя из этих и других факторов, «Почта Банк» принял решение заменить систему собственной разработки нашей промышленной системой на базе RS-DataHouse — «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ».

Ноу-хау проекта — дискретный подход


Проект начался с этапа планирования, и я считаю, именно он был очень важным, потому что определил порядок выполнения предстоящих работ.

Обычно подобные проекты включают от 4 до 8 типовых этапов, следующих один за другим, в том числе обследование, согласование, написание детальной документации с функциональными требованиями, несколько ступеней внедрения, приемо-сдаточные испытания и, наконец, запуск в промышленную эксплуатацию. При таком подходе на реализацию предполагаемого объема работ уходит несколько долгих лет (по нашим оценкам не менее пяти), а актуальность системы в виду усилившейся законодательной деятельности регулятора оказывается под большим вопросом. Мы решили от этого подхода отказаться, потому что ключевым фактором и для нас, и для заказчика была актуальность ПО. Тогда мы продумали и предложили банку наиболее эффективную, на наш взгляд, схему внедрения аналитической системы. Расскажу о ней более подробно.
Наша методика внедрения предусматривала проведение проекта дробными частями, запараллеливание процессов разработки и тестирования отдельных блоков.
В каждый итерационный период мы выпускали новую функциональность, получали от банка замечания по предыдущему блоку и к моменту выхода следующего релиза предоставляли исправленный блок, который тут же переходил в промышленную эксплуатацию, плюс очередной блок новой функциональности. Такой непрерывный режим работы был необходим не только для того, чтобы снизить риски, связанные с выпуском новых законодательных требований, но и для оптимального планирования работы специалистов по выпуску отчетности и ИТ-специалистов «Почта Банка». И главное — подобная методика внедрения обеспечивала банку быстрое получение коммерческого результата от проекта, а ведь именно этого ждал от нас заказчик.

Всего проект предусматривал 14 этапов. На каждом этапе мы реализовывали и предоставляли банку блок из нескольких отчетных форм (от 1 до 8 — в зависимости от сложности), который по мере готовности сразу же вводился в эксплуатацию. С этого момента мы его брали на сопровождение, чтобы можно было оперативно реагировать на новые законодательные изменения. Уже через пять месяцев с начала проекта банк получил первые 7 отчетных форм, и далее каждый месяц мы передавали ему в среднем по две новые формы. Сотрудники финансовых подразделений банка, пройдя курс обучения, тут же начинали эти формы рассчитывать. Необходимость проводить приемо-сдаточные испытания как отдельный этап работ отпадала.

Самым сложным для нас (и самым продолжительным, так как длился полгода) стал заключительный этап, на котором внедрялась форма 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации». В ней осуществляется ежедневный расчет кодов для нормативов банка, и по трудоемкости построения она сравнима с подготовкой половины всей отчетности ЦБ. Но и здесь нам удалось применить дифференцированный подход разработки и внедрения. Мы разбили процесс на 5 независимых блоков (независимых с точки зрения кода, в то время как архитектура и парадигма у них были общими). Над каждым блоком работали по две группы — первая создавала функциональность, вторая исправляла ошибки. Запараллелив таким образом разработку, нам удалось существенно приблизить финал проекта.

Результаты проекта


Проект завершился в августе 2016 года. Нашей командой была автоматизирована подготовка 34 наиболее трудоемких и сложных форм отчетности ЦБ РФ, включая 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации», 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков, величине резервов на возможные потери по ссудам и иным активам (публикуемая форма)» и прочие. Также банк получил 16 проверочных отчетов, предназначенных для постоянного мониторинга качества информации в банковском хранилище данных. С их помощью проверяется корректность курсов валют, контролируются типы сделок, сверяются остатки с Главной книгой и т.д.

Проектной командой был настроен ежедневный расчет (в автоматическом режиме) кодов для нормативов, а также формы 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска». Это позволило банку существенно (в разы) сэкономить время сотрудников, повысить точность расчетов и снизить вероятность ошибок, вызванных человеческим фактором.

Плюс к этому, как уже было замечено, каждая выпущенная форма тут же принималась нами на сопровождение. За то время, что шел проект, в систему было внесено более 50 изменений в соответствии с требованиями, поступающими от ЦБ РФ.
И эти работы продолжаются, ведь компания взяла на себя дальнейшее сопровождение системы в рамках обновления законодательства, избавив банк от дополнительных издержек, связанных с постоянной актуализацией системы в соответствии с новыми требованиями регулятора.

Представители «Почта Банка» положительно оценивают итоги нашего совместного проекта, подтверждают снижение регуляторных и операционных рисков, уменьшение нагрузки на АБС и другие ИТ-системы банка и оптимизацию времени сотрудников, затрачиваемое на формирование отчетности ЦБ.

Несколько цифр


«Почта Банк», как и планировал, продолжает наращивать мощности. За время проекта объем ежедневных операций в увеличился в 2 раза. На момент окончания проекта в хранилище ежедневно загружалось 1,3 млн полупроводок — в 2 раза больше, чем на момент старта проекта; а сейчас эта цифра составляет уже 1,9 млн, и тенденция к дальнейшему росту сохраняется. Объем используемой в хранилище информации вырос на 70% и в перспективе увеличится еще, как минимум, в 2-3 раза. В течение следующих 7 лет «Почта Банк» планирует нарастить сеть до 26 тысяч точек, а количество клиентов — с 2723 тыс. (по данным на сентябрь 2016 года) до 21 млн.
Наше хранилище гарантированно поддерживает такие темпы роста объемов данных.

Подведем итоги


Опробовав новую методику внедрения, предполагающую дробное выполнение работ и ввод функциональности в эксплуатацию по мере готовности, мы не ошиблись. Она доказала свою эффективность применительно к построению аналитических систем. Полагаю, мы еще не раз прибегнем к этой методике в грядущих проектах.

Все статьи

Комментарии




Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2017