Крупные ИТ-проекты: от чего зависит результат?
Мнения
Все статьи
19542
0

Автор статьи размышляет о том, какие факторы определяют результат ИТ-проекта, что является явным и неявным результатом проекта, и как при его правильной оценке прийти к успеху и добиться обоюдной выгоды.
Пофилософствуем о результатах проекта
Иногда вопрос результата проекта подобен вечному вопросу жизни, поиску ее смысла. Или поиску счастья: мы вечно стремимся к образу счастья, ищем его и задаемся вопросом о тех факторах, которые позволяют нам быть счастливыми. От чего зависит счастье/результат? Что такое счастье/результат? Можно ли его достичь, и что для этого нужно?
Для менее абстрактных поисков смысла мы обычно пользуемся проекциями реальных процессов жизни, используем инструментарий проекций и моделей, позволяющий легче видеть составные части процессов и явлений. Предлагаю коротко разобрать одну из философских сторон понятия «результат проекта».
Как все мы знаем, любой проект ограничен — как минимум, временными рамками и результатом. Результат проекта — основной, но зачастую не самый очевидный объект внимания всех заинтересованных сторон. Можно предположить, что любое предприятие стоит начинать с описания результата, то есть той точки, в которую мы хотим попасть с течением времени. И это не самое простое дело, даже если у вас есть подробный контракт, описывающий результат вашей работы.
Рассмотрим на примере
Приведу пример: Компания_А выходит на рынок с запросом к подрядчикам на реализацию системы управленческой отчетности компании. Система формирования управленческой отчетности должна соответствовать некоторым критериям:
- Быстродействие.
- Параллельная работа Х пользователей.
- Дружелюбный интерфейс.
- Формирование перечня регламентированной отчетности.
- Возможность формирования пользователями набора произвольных отчетов.
В линейке продуктов компании R-Style Softlab функциональность для формирования управленческой отчетности реализована в бизнес-приложении «RSDH: Управленческая отчетность».
Оценивая возможность предоставить заказчику необходимое предложение, подрядчик предпринимает определенные шаги:
- Сравнивает требования с уже имеющимся продуктом/рабочей технологией, выявляет разницу между имеющимся продуктом и запросом рынка.
- Оценивает этапы работ, необходимых для устранения разницы, выявленной на предыдущем этапе.
- Оценивает наличие и квалификацию ресурсов для реализации этапов работ.
- Оценивает сроки реализации работ с учетом квалификации ресурсов.
- Формирует предложения для достижения требуемого результата.
Мое профессионально-жизненное убеждение говорит о том, что самое важное в любом деле — это люди, а не результаты. Результаты тоже очень важны, но для людей. Поэтому первое, что стоит сделать на момент оценки подходов к получению результатов, — выяснить, а кому все это нужно. Кто будет пользоваться этим продуктом? Чем пользовались ранее? Каковы надежды, чаяния и потребности этих людей?
Ожидания потребителя и ваши возможности определяют реальный результат вашей работы.
В приведенном примере потребителями для системы формирования управленческой отчетности Компании_А будут, очевидно, работники финансового отдела компании. А потребителем конечного результата работы системы — высшее руководство Компании_А. Важно понимать, что внутри Компании_А уже существуют процессы, определяющие оценку деятельности компании. То есть, так называемый процесс подготовки отчетности «AS IS». В запросе Компании_А на Систему формирования отчетности, скорее всего, будет фигурировать автоматизация процесса формирования отчетности, отличающаяся от существующей, то есть «TO BE».
С чем мы сталкиваемся при проектировании систем?
- Руководство Компании_А ПРИВЫКЛО видеть отчеты о работе компании в виде презентаций, а не дашбордов BI.
- Технологи Компании_А хорошо знают существующие процессы формирования отчетности, но не понимают, как сформировать отчетность, используя «целевой» процесс.
- Пользователи целевой системы ожидают увидеть одну большую и удобную кнопку «посчитать всё».
- Любое изменение привычных действий может вызывать (и чаще всего вызывает) протест в человеке, а тот, кто навязывает изменения, становится весьма подозрителен.
- Руководство компании ожидает увидеть ошеломляющие аналитические результаты работы системы, позволяющие принимать обоснованные решения (заезженная фраза, которая таит в себе философский вопрос о смысле жизни). Понимание как из «AS IS» можно получить «TO BE», с учетом ожиданий потребителей и ваших возможностей, также будет определять реальный результат вашей работы.
Итак, в первом приближении можно зафиксировать, что результат проекта определяют следующие факторы:
- Ожидания (абстрактные, реальные и приземленные, человеческие и ТОП) заказчика.
- Текущий процесс заказчика, план по переводу текущего процесса в целевой.
- Ваши возможности реализовать результат с учетом пунктов 1 и 2.
Получается, что результат недостижим?
Этот вопрос давно не дает покоя всем, кто занимается реализацией любых проектов. И существует достаточное количество методов, учитывающих общие тенденции к ускорению изменчивости окружающей реальности. Мы можем воспользоваться любым из предлагаемых на сегодняшний день фреймворков манифеста Agile, применять подходы action learning, использовать жесткие рамки в описании результата или описывать его с учётом рисков. А также использовать комбинированные подходы.
Но вот на что стоит обратить особое внимание, так это на людей, участвующих в проекте, и их ожидания.
В чем результат для вас?
Как вы думаете, является ли результат проекта для заказчика и исполнителя единым и одинаково оцениваемым?
В любом проекте есть результат, который стороны обозначили для себя как итог проекта. Так, для руководителя Компании_А результат — это, например оплата услуг подрядчику, удовлетворение потребностей управляющей компании или собственный карьерный рост. Видимый результат для менеджера подрядчика — факт получения оплаты и подписание акта выполненных работ. Для руководителя маркетингового направления подрядчика результатом является референсный клиент. А для руководства подрядчика результатом станут длительные взаимовыгодные отношения с заказчиком, обороты и прибыль.
Любой лидер проекта (не важно, с какой стороны он в проекте присутствует, но я говорю скорее о лидере со стороны подрядчика, отвечающем за общий результат) основной своей работы должен сделать постоянный мониторинг явного и неявного результатов проекта, его стадий и этапов, мониторинг и формирование ожиданий принимающей стороны и участников проектной команды.
Главным итогом работы, в первую очередь, должно стать удовлетворение от проделанной работы, довольный заказчик (внутренний и внешний), довольная команда и выгода (для всех сторон).
Понимание наличия явного (обычно прописанного в контрактных документах) и неявного результата является, чаще всего, той чашей Грааля, вокруг которой можно построить практически всё, в том числе команду мечты.
Все статьи
Распечатать страницу
Читайте также

С RS-Bank v. 5.5 на RS-Bank V.6 без проблем
Комментарии
Добавить комментарий
Подписка на рассылку
Сортировать
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
RS-Dealing
RSDH: Отчётность ЦБ
Учётное ядро RS-Core V.6
Asseco AML: система для противодействия легализации доходов
InterBank Corporate: ДБО юридических лиц (для крупных и средних банков)
Учётное ядро RS-Bank v. 5.5
RSDH: Управленческая отчётность
InterBank Start: ДБО юридических лиц (для развивающихся банков)
RSDH: Финансовое планирование и контроль исполнения бюджета
Обслуживание физических лиц RS-Retail V.6
Asseco InAct : система для предотвращения мошенничества
InterBank Retail: ДБО физических лиц
Обслуживание физических лиц RS-Retail v. 5.5
RSDH: Управление клиентскими данными
InterBank FrontOffice: Автоматизация фронт-офисной деятельности
Автоматизация кредитного бизнеса RS-Loans v. 5.5
InterBank Mobile Retail
Расчётная деятельность банка RS-Banking V.6
InterBank Mobile: Мобильный банк
InterBank Mobile Corporate
InterBank Factoring: Автоматизация факторинговых сделок
RSDH: Отчётность МСФО
Автоматизация внутрихозяйственной деятельности банка RS-Incounting v. 5.5
Платформа InterBank RS
RSDH: Портфельная отчётность
Работа с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами RS-Securities V.6
RSDH: Система оценки финансового состояния
Платформа RS-DataHouse
Выпуск отчётности RS-Reporting V.6
Межбанковское кредитование RS-Dealing V.6
Кредитование и депозиты RS-Loans V.6
Модуль обмена с ФСФМ
Обмен с ПФР информацией по материнскому (семейному) капиталу
Модуль «RS-Connect. Работа с реестром банкротов»
Модуль получения результатов госуслуг
Модуль получения информации из ФНС о блокировках на счетах клиентов
Модуль «RS-Connect. Работа с реестром МСП»
Модуль обмена с ЕСИА
Проверка действительности паспортов
Модуль «RS-Connect. Упрощенная идентификация»
Модуль обмена с ЭББГ
Цифровой профиль
Модуль «RS-Connect. Цифровой профиль»
RS-Bot: Виртуальный консультант
Модуль обмена с ЕБС
Отчетность в формате XBRL
RS-Digital: Push Server – универсальный push-сервер
Работа со справочником ПДЛ
RS-Insurance Front Office
RS-Digital Front Office
Модуль обмена с ГИС ГМП
RS-Insurance: XBRL
Business Universe RS
RS-Payments
Модуль обмена с ФТС
Asseco Live: CRM платформа с интегрированным контакт-центром
Модуль обмена с ГИС ЖКХ
Работа с реестром МСП
Модуль обмена с ФНС
Модуль получения выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
RSDH: Система контроля качества данных
Модуль обмена с ФССП
Модуль обмена с ФинЦЕРТ
Система RS-FinMarkets
Модуль обмена с ЦИК
Модуль обмена с Росреестром
Модуль «RS-Connect. Валидация СНИЛС»
Модуль обмена с ПФР
Модуль обмена с СБП
Модуль «RS-Connect. Получение выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП»»
Работа с реестром банкротов
Модуль «RS-Connect. Получение выписки из ПФР»
Модуль упрощенной идентификации
Модуль «RS-Connect. Получение справки 2-НДФЛ»
Сведения об активах и пассивах клиента
Модуль «RS-Connect. Проверка действительности паспортов»
Модуль валидации СНИЛС
Модуль упрощенной идентификации
Модуль обмена с ФНП
