Цифровой профиль и его реализация в RS-Connect

Новое в продуктах
213
0
Виктория Лопатина, ведущий аналитик департамента банковского ПО RS-Bank
В условиях жесточайшей конкуренции, царящей сегодня на рынке финуслуг, каждая организация стремится минимизировать время обслуживания клиентов при соблюдении высочайших стандартов качества предоставляемых сервисов. В связи с этим создание Цифрового профиля является действенным шагом в этом направлении. Что это за сервис и как он реализован в продуктах компании R-Style Softlab — узнайте из статьи нашего эксперта.


Суть и назначение Цифрового профиля 

 В 2019 году Правительством РФ был инициирован экспериментальный проект по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. В рамках этого проекта был создан «Цифровой профиль гражданина», реализующий возможность банку, страховой компании, либо иной организации, входящей в список участников взаимодействия, получать сведения о гражданах непосредственно из баз данных различных госорганов (ФНС, ПФР, МВД, Росреестр и пр.).

Фактически Цифровой профиль (ЦП) — это совокупность цифровых записей о гражданине в государственных информационных системах (ГИС). Сама инфраструктура Цифрового профиля (ЦП) выполнена на базе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Благодаря доступу банковских и прочих организаций к данным ЦП клиента последнему не нужно заботиться о предоставлении дополнительных документов для получения услуг — все необходимые сведения поступят в банковскую систему автоматически. При том клиент должен акцептовать согласие на предоставление персональных данных и иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА.

Таким образом, основной функцией Цифрового профиля является предоставление сведений из ЕСИА или других ГИС, обменивающихся данными с ЕСИА через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с согласия и в интересах гражданина. Например, банк может получать данные для заполнения кредитной заявки клиента непосредственно из его ЦП. Для этого клиенту достаточно будет подтвердить свое согласие на предоставление запрошенных кредитной организацией сведений.

Сценарии взаимодействия с ЦП

В основе цифрового профиля лежат:
  • актуальные и проверенные сведения о гражданине, содержащиеся в ЕСИА и иных ГИС;
  • распределённая структура данных, содержащая ссылки на данные, которые хранятся в соответствующих государственных реестрах;
  • сервис по управлению согласиями, обеспечивающий возможность управлять выданными гражданином цифровыми согласиями на обработку его персональных данных.


Список базовых сценариев с ЦП включает:

  • запрос согласия пользователя для доступа к данным;
  • получение данных из регистров ЦП;
  • уведомление участников об изменениях в регистрах ЦП.

Взаимодействие с Цифровым профилем может осуществляться в онлайн- или офлайн-режиме.

При онлайн-режиме пользователь сам инициирует получение банковской или иной услуги в мобильном приложении или на портале банка из авторизованной зоны информационной системы. В этом случае взаимодействие с ЦП будет включать следующие  шаги:

  1. Запрос системой согласия пользователя на доступ к его данным.
  2. Выдача пользователем согласия.
  3. Передача данных пользователя по запросу из инфраструктуры ЦП.
  4. Рассылка об изменениях данных пользователя в его Цифровом профиле.

Как это выглядит на практике, показано на рис. 1.

Рис. 1. Онлайн-взаимодействие клиента банка с ЦП


Возможен и другой сценарий онлайн-взаимодействия, не требующий авторизации клиента в ЕСИА: после нажатия кнопки «Заполнить данные с помощью Госуслуг» пользователь получает push-уведомление, затем сканирует QR-код для перехода на портал Госуслуг и уже там подтверждает свое согласие.

Офлайн-режим подразумевает личное посещение клиентом отделения банка. Вышеперечисленные процедуры онлайн-режима клиент инициирует, обратившись к сотруднику банка, который заносит соответствующую информацию в АБС и отправляет запрос на выдачу согласия в инфраструктуру ЦП.

Какие сведения можно получить из Цифрового профиля

«Цифровой профиль гражданина» базируется на актуальных, проверенных в соответствующих государственных информационных ресурсах, сведениях о его личности, содержащихся в ЕСИА. Возможность управления цифровыми согласиями на обработку персональных данных пользователя обеспечивается сервисом «Платформа согласий».

В ЕСИА предусмотрены следующие параметры согласий: типы, цели и действия с данными. Когда организация запрашивает согласие пользователя, она должна указать совокупность этих параметров. Кроме того, для каждого типа согласия должны быть определены перечень атрибутов и режим работы с типами данных, к которым банк намерен получить доступ.

Список типов согласий сопоставим с целями, для которых они запрашиваются, и представлен широким перечнем: согласие на предоставление кредита (займа), на выпуск и обслуживание банковской/кредитной карты, на получение кредитного отчета в БКИ, на оформление анкеты, на получение страховых и финансовых услуг, на заключение кредитного договора и пр.

В ЕСИА можно запросить следующие данные по клиенту:

  • ФИО
  • дата и место рождения
  • пол
  • СНИЛС
  • ИНН
  • номер мобильного телефона
  • данные паспорта/загранпаспорта
  •  данные водительского удостоверения
  • данные свидетельства о рождении
  •  адрес электронной почты
  • адреса регистрации и фактического проживания
  • выписка из ИЛС ПФР
  • данные о регистрации транспортного средства  

  •  свидетельство об установлении отцовства
  • свидетельство о перемене имени
  • свидетельство о браке/разводе
  •  история паспортов
  • справка 2-НДФЛ
  • справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах на дату
  • сведения о трудовой деятельности
  • сведения об инвалидности и полисе ОМС
  • сведения о доходах физического лица
  • сведения о выплатах страховых взносов и др.   


Модуль «RS-Connect. Цифровой профиль»

В портфеле продуктов компании R-Style Softlab за взаимодействие с госорганами отвечает платформа RS-Connect. Для интеграции с Цифровым профилем  реализован модуль «RS-Connect. Цифровой профиль». В нем обеспечивается удобное взаимодействие с четырьмя видами сведений ЕСИА:

  1. Запрос согласий пользователя ЕСИА от организации.
  2. Отправка в организацию уведомления о событии платформы согласий ЕСИА.
  3. Запрос перечня согласий пользователя ЕСИА, выданных организации.
  4. Запрос персональных данных при наличии согласия пользователя ЕСИА.

Пул возможностей модуля «RS-Connect. Цифровой профиль» достаточно широк и охватывает все необходимые для поддержания актуального и подробного профиля клиента процессы:

  • Формирование запросов на получения необходимых сведений о клиенте;
  • Отправка запроса в ЕПГУ на получение сведений из Цифрового профиля клиента;
  • Получение запрошенных сведений (при наличии согласия клиента);
  • Отправка полученной информации в смежные системы;
  • Управление согласиями, запрошенными банком.

Все обменные процессы между автоматизированной системой организации и СМЭВ/ЕСИА журнализируются в модуле «RS-Connect. Цифровой профиль». Вот как выглядит основное меню модуля (рис. 2):


Рис. 2. Главное меню модуля «RS-Connect. Цифровой профиль»


В настройках модуля реализована возможность задать параметры обмена и параметры формирования сообщений (рис. 3).


Рис. 3. Реестр настроек


Для взаимодействия со связанными АБС в части обмена сведениями с инфраструктурой ЦП реализованы сервисы которые позволяют выполнять:

·        Обработку запросов от АБС Банка на передачу электронных документов в ЕСИА;

·        Прием, обработку и организацию хранения данных по полученным ответам ЕСИА;

·        Передачу данных по полученным ответам от ЕСИА в АС Банка;

·  Формирование e-mail оповещений заинтересованным Пользователям при возникновении нештатных или иных специально оговорённых ситуаций;

·        Повторное формирование и отправку запросов в СМЭВ/ЕСИА, ранее не принятых, после устранения причин отказа.

В созданном в RS-Connect запросе согласия на обработку персональных данных пользователя (рис. 4) отображаются данные по клиенту, основные параметры согласия, фиксируются состояния запроса и результаты обмена.


Рис. 4. Запрос согласия на обработку персональных данных

После получения согласия в ЕСИА отправляется запрос на получение необходимых персональных данных гражданина (рис. 5). Здесь так же отображаются основные параметры запроса, данные по клиенту, фиксируются состояния запроса и результаты обмена с внешними системами.

Рис. 5. Запрос на получение персональных данных


Полученные данные передаются в АС банка в виде документа в форматах xml и pdf (рис. 6). 

Рис. 6. Результат получения персональных данных


Создание Цифрового профиля — шаг в будущее

Основная задача, которую решает «Цифровой профиль гражданина», — облегчить жизнь пользователю, предоставляя быстрый доступ к данным без необходимости дополнительного посещения отделения банка или иной организации для получения услуги. Для самого пользователя это надежное электронное хранилище персональных данных, наличие которого избавляет от необходимости носить с собой объемный перечень документов, но в то же время позволяющий самостоятельно контролировать доступ организаций к этим сведениям.

В настоящее время важным является вопрос актуализации данных в «Цифровом профиле гражданина», их своевременного обновления со стороны государственных органов — поставщиков сведений о гражданине и контроля за выполнением вышеизложенных функций. Сейчас эта задача активно прорабатывается на уровне законодательства и в ближайшее время будет регламентирована регулятором.

Еще одним важным шагом в развитии Цифрового профиля является работа с ЦП юридических лиц и самозанятых. В ближайшем будущем соответствующая функциональность появится и в модуле «RS-Connect. Цифровой профиль» — реализация работы с этой категорией банковских клиентов уже запланирована. 


Подробности о модуле «RS-Connect. Цифровой профиль»



Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2017 2018 2019 2020 2021 2022