Экономим время на предоставлении кредитов

Технологии
447636
0
Максим Куперин, руководитель отдела программных разработок департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab
Кредитование — ключевое направление деятельности любого банка. И конечно, он стремится оптимизировать обработку бизнес-процессов посредством ИТ-систем и ускорить обслуживание клиентов. Одним из способов такой оптимизации является применение технологии BPM.



Согласно классическому определению, BPM (Business Process Management) — это концепция управления бизнес-процессами организации, позволяющая повысить эффективность использования ее ресурсов. За счет чего? Ответ достаточно прост: если бизнес-процесс становится управляемым, значит, существуют возможности для оптимизации — сокращения времени выполнения и снижения издержек. Рассмотрим, каких результатов эта концепция позволяет добиться в автоматизации банковского кредитования.

Оптимизация прохождения кредитной заявки


В качестве примера возьмем использование BPM в процессе прохождения кредитной заявки. Результаты применения этой концепции показательны: в банке сокращается среднее время обработки заявок клиентов с нескольких часов (а иногда и дней) до считанных минут. Как и за счет чего это достигается?

1. С применение BPM специалисты банковских кредитных подразделений могут самостоятельно, не прибегая к помощи ИТ-служб, выстраивать маршруты прохождения заявок с использованием всевозможных бизнес-процессов. Для этого в их распоряжении имеется специальная платформа моделирования процессов и построения диаграмм (маршрутов). Каждая такая диаграмма проста и понятна всем участникам процесса — от операциониста до кредитного комиссара. Она строится, как из блоков, из готовых бизнес-приложений, накопленных в арсенале банка за все время его деятельности (рис. 1). И только если какого-то «кубика» не хватает, можно воспользоваться «технической поддержкой» — поставить задачу департаменту ИТ.

image_1.png

Рис. 1. Пример диаграммы

Конечно же, на начальном этапе подобных запросов к ИТ-специалистам будет достаточно, но со временем бизнес-подразделения получат приложения на все случаи жизни, и тогда роль ИТ будет сведена к минимуму, а сам процесс построения маршрутов прохождения заявки займет буквально считанные минуты.

2. Менеджмент в режиме реального времени может отслеживать рабочие процессы, оценивать эффективность сотрудников и подразделений организации, оперативно реагировать на ситуации, грозящие выйти из регламента, или даже предвосхищать их. Все это опять же благодаря BPM-платформе, которая позволяет аккумулировать бизнес-логику из ИТ-систем, оставив в них только функции по учету и хранению данных. В системе фиксируется исполнение каждого шага, собирается и анализируется статистика, рассчитываются ключевые показатели. На основе этой информации руководство при необходимости принимает решение вмешаться в бизнес-процесс — например, добавить дополнительные ресурсы на сложные участки или исключить лишние звенья из согласования и т. д.

3. Пользуясь накопленной в системном журнале статистикой, банк может совершенствовать любой процесс, причем делать это заведомо качественно, исключив неправильные решения по оптимизации. Для этого BPM предоставляет ему еще одну полезную возможность — моделировать предполагаемые изменения в сценарии прохождения заявки и оценивать, как они повлияют на общий результат.

Предположим, в используемом сценарии рассмотрения заявки клиента последовательно задействуются несколько проверок, независимых друг от друга (например, речь идет о получении данных из БКИ, ПФР, ФССП и ФНС) (рис. 2). Обнаружив это, вы можете создать копию «боевой» схемы и поэкспериментировать в ней — настроить параллельное выполнение таких проверок (рис. 3). Очевидно, подобная модернизация даст ощутимую экономию по времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить полученные данные со статистикой из системного журнала.

image_2.png

Рис. 2. Последовательное выполнение проверок

image_3.png

Рис. 3. Запараллеливание проверок

Заметим, что такая симуляция изменения процесса осуществляется без привлечения вендора ПО, а только на основе имеющихся статистических данных.

4. Сотрудникам банка всегда известно, на какой стадии находится рассмотрение кредитной заявки клиента. Текущее состояние бизнес-процесса отображается в специальной форме с параметрами заявки, где отражаются все изменения в ходе ее обработки. При необходимости можно загрузить маршрут прохождения заявки в виде понятной диаграммы. Специалисту кредитного отдела не придется искать заявку во всех системах, задействованных в обработке обращения клиента, так как он видит текущий этап и знает, где она находится в настоящий момент. А значит, выполнит свою работу быстро и качественно.

Кстати, в процессе кредитования участвуют и удаленные сотрудники, например оператор кредитного офиса, расположенного в торговой точке. Ему эта возможность дает еще одно преимущество — он может оперативно ответить на вопрос клиента о том, когда же завершится процесс одобрения его заявки. Оператор посмотрит в форме, как обстоят дела с согласованием, сопоставит эти данные с диаграммой. Предположим, он увидит, что к настоящему моменту шесть этапов из девяти пройдены, а выполнение оставшихся трех обычно занимает не более 10 минут, и на основании этих сведений точно спрогнозирует время выдачи кредита.

Чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, банк может либо сам внедрить в применяемую систему автоматизации кредитования концепцию BPM, либо воспользоваться готовым решением, например реализованным в нашей системе автоматизации кредитования RS-Loans V.6.

Тонкости реализации


Теперь несколько слов о том, каким путем пошла наша компания при реализации концепции управления бизнес-процессами BPM в системе автоматизации кредитования RS-Loans V.6. Мы взяли для основы модели нотацию BPMN 2.0, так как она устроила с точки зрения интуитивной понятности элементов и возможности строить с их помощью сложные семантические конструкции.

Для использования BPM компания разработала специальную платформу моделирования — систему исполнения бизнес-процессов. Мы постарались минимизировать накладные расходы и освободить максимум вычислительных ресурсов для выполнения непосредственно бизнес-логики и достигли этого за счет того, что визуальное представление диаграммы транслируется непосредственно в исполняемый код без лишних проверок условий, обращений к БД и других затратных по времени шагов.

Наглядность процесса для неопытного в технологическом плане сотрудника и в то же время широкий выбор инструментов для реализации внутренней бизнес-логики, применяемых ИТ-специалистами, обеспечивается за счет простоты нотации BPM. Основным элементом бизнес-логики в решении является действие (activity). К каждому действию привязывается приложение (на Java, Scala или JavaScript), которое реализует его логику. Из набора действий выстраивается бизнес-процесс.

Кто выигрывает?


Замечу, что при любом способе реализации решения — силами самого банка или с помощью ИТ-компании — конечным бенефициаром, конечно же, является клиент, который останется довольным тем, что его запрос на кредит не потеряется, и что он потратит меньше времени на получение его одобрения, а банк четко контролирует процесс и всегда сможет дать содержательный ответ о стадии прохождения заявки.

Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2016 2017 2018 2019 2020