Верный способ сэкономить на доставке сообщений

Технологии
1302
0
Денис Каленбет, начальник аналитического отдела департамента онлайн-решений, R-Style Softlab
Знаете ли вы, что поддержание столь привычного канала коммуникаций между банками и их клиентами, как SMS-сообщения, обходится кредитным учреждениям ой как недешево? А ведь существует реальная возможность многократно сократить счета за телекоммуникационные услуги. Достаточно переключить трафик с более дорогих SMS на push-сообщения. Сомневаетесь? Мы можем это доказать, опираясь на опыт нашей компании, полученный при реализации и внедрении технологии push-уведомлений.


Меняем SMS на push

Сегодня банковское обслуживание клиентов все больше уходит в дистанционные каналы, и банку для поддержания связи с ними приходится отправлять им множество сообщений. Причем системами-источниками этих сообщений могут быть не только ДБО-приложения (интернет-клиент), но и карточный процессинг, АБС и даже банковская CRM-система (рис. 1).

рис1.jpg

Рис. 1. Банковские системы, являющиеся источниками сообщений в адрес клиентов

Каналов доставки сообщений существует множество. Это и телефонный звонок, и соцсети, и электронная почта. Но самым востребованным каналом до недавнего времени были SMS-сообщения — в первую очередь из соображения безопасности. Правда, затраты на этот сервис весьма ощутимы для банков. С увеличением распространенности смартфонов появилась возможность сэкономить, частично заменив SMS на push-сообщения (рис. 2).

рис2.jpg

Рис. 2. Способы доставки сообщений

Владельцы смартфонов хорошо знают, как выглядит push-сообщение (рис. 3). При этом его стоимость на порядок ниже, чем стоимость SMS, а если смартфон имеет доступ в Интернет, клиент получит push-сообщение мгновенно.

рис3.jpg

Рис. 3. Push-сообщение

Варианты отправки push-сообщений: какой выбрать

Таким образом, чтобы начать экономить, банку нужно начать отправлять сообщения в виде push. Но, как показал наш опыт, сумма экономии напрямую зависит от выбранного для этого инструмента.

Здесь, я думаю, будет уместно сделать небольшое отступление. Представьте такую ситуацию: вы собрались зимой куда-то на север на зимнюю рыбалку. Чтобы перемещаться по глубокому снегу и не тратить на это много времени, вам понадобится специальное средство передвижения. Первое, что приходит на ум — это лыжи (рис. 4, а). Обойдутся дешево, время сэкономят, хоть и не сильно, а сочетание двух характеристик — «дешево» и «экономит» — способно многих подвигнуть к этому выбору. Второй вариант более технологичный — так называемая «мотособака» (рис. 4, б). Стоит дороже, но и ездит быстрее, и даже может небольшой груз тащить. Те же, кто действительно ценит время, без сомнения, отдадут предпочтение снегоходу (рис. 4, с). Он, конечно, стоит недешево, зато точно позволят своему хозяину успеть сделать все задуманное. Не случайно на севере наличие хорошего снегохода является признаком успешного человека.

рис4.jpg

Рис. 4. Способы передвижения по снегу

Теперь вернемся к нашей теме и посмотрим, какие три варианта отправки push-сообщений сегодня существуют (рис. 5).

рис5.jpg

Рис. 5. Варианты отправки push-сообщений

Вариант 1 — «Сервис + доп. приложение». Вы отправляете push-сообщения через провайдера, при этом ваш клиент, чтобы принимать эти сообщения, должен скачать специальное приложение провайдера, это приложение будет получать пароли для подтверждения операции, которые клиент будет должен вбить в мобильный банк. Стоит это недорого, но есть одно НО: по факту в push в среднем можно конвертировать только 10% SMS-трафика, так что экономия получится незначительной.

Вариант 2 — «Сервис». С большой долей вероятности именно его вам предложит SMS-провайдер, когда вы обратитесь к нему с вопросом про push. Стоит это решение дороже. Чтобы им воспользоваться, придется встроить в мобильное приложение банка код для интеграции с системой провайдера. В качестве бонуса вы получите «комбинированный тариф», например при счете в 5 млн рублей все push-сообщения будут отправляться бесплатно. Из минусов — смена провайдера в будущем обойдется вам дороже, а торговаться за лучшие тарифы будет сложнее. Перевод трафика с SMS на push составляет 30-50%, и ваш провайдер совершенно не заинтересован в его увеличении.

Вариант 3 — «Собственный push-сервер». Это самый дорогостоящий вариант. Но и экономию он дает максимальную. Во-первых, push-сообщения точно никто не будет тарифицировать. Во-вторых, процент перевода трафика на с SMS на push составляет минимум 65%. В-третьих, этот процент и размер экономии можно и нужно увеличивать. Применительно к нашим клиентам это делается за счет гибких настроек системы и ее сопровождения разработчиком. Мы отслеживаем трафик и тюнингуем систему для достижения максимальной конверсии. В отличие от SMS-провайдера мы помогаем банку экономить без ущерба для собственного кармана.

Цифры и факты

Давайте посмотрим, какой будет экономия в цифрах (рис. 6).

рис6.jpg

Рис. 6. Экономия бюджета на push-сообщениях

Как видно из представленного рисунка, даже небольшой банк, имеющий 10 000 не очень активных клиентов, каждому из них рассылает не менее 716 SMS-сообщений в год (10 транзакций по карте в неделю, 5 сессий в мобильном банке в месяц, ежемесячное оповещение по кредиту, ежеквартальные маркетинговые рассылки). Всего получается 7 160 000 сообщений за год. Если хотя бы 10% от этих сообщений конвертировать в push, банк сможет сэкономить 930 000 руб., а при конвертации в push более половины трафика (в случае наличия собственного push-сервера) экономия уже превысит 6 млн руб.

Для большей убедительности приведем немного реальных цифр, полученных нами при реализации проекта в одном из крупных банков Казахстана (рис. 7). Обращаю внимание, что все цифры в таблицах переведены в рубли.

рис7.jpg

Рис. 7. Статистика проекта

На старте проекта затраты банка на SMS составляли почти 17 млн руб. в месяц. На первом этапе начали постепенно переводить клиентов ДБО на push, и сразу же получили экономию в более чем 2 млн руб. в месяц. На следующем этапе экономия составила уже 4 млн руб. А к концу проекта счет упал до 2,3 млн руб. за 13 млн сообщений.

Функции PushServer

Теперь несколько слов о том, благодаря каким своим возможностям push-сервер показывает такие результаты (рис. 8).

рис8.jpg

Рис. 8. Ключевые функции PushServer

Агрегатор всех сообщений для всех систем банка. Системы-источники передают сообщения PushServer, который, в зависимости от индивидуальных настроек, отправляет push- или SMS-сообщение.

Режим гарантированной доставки заключается в следующем: PushServer отправляет клиенту push-сообщение и в случае, если за установленное время оно не доставлено, то отправляется дублирующее сообщение в виде SMS. Это означает, что важное сообщение от банка будет доставлено до клиента, даже когда у него нет интернета (особенно востребован этот сервис для отправки одноразовых паролей).

Приоритеты сообщений. PushServer умеет работать в многопоточном режиме, что позволяет выставлять для сообщений разные приоритеты. Важные сообщения — всегда первые! Поэтому push-сообщение с одноразовым паролем дойдет до адресата максимально быстро даже в том случае, если оно попало в очередь задач после маркетинговой рассылки на миллион клиентов. Таким образом, массовые рассылки не влияют на сообщения с изменением остатков.

PushServer распределяет сообщения по потокам согласно приоритетам, тем самым гарантирует отправку более приоритетных сообщений раньше остальных (рис. 9). Количество потоков — настраиваемая величина.

рис9.jpg

Рис. 9. Определение приоритетов для сообщений

Маркетинговые рассылки. Для массовых рассылок (в том числе маркетинговых) в PushServer также есть удобные инструменты. Например, массовые рассылки выполняются за одно действие. Получив от внешней системы текст сообщения и список адресатов, PushServer рассылает его по клиентам (рис. 10).

рис10.jpg

Рис. 10. Массовые рассылки

Единая история сообщений. Поскольку через PushServer проходят все сообщения, появляется возможность формировать и вести их историю в одном месте — в мобильном приложении (рис. 11). По просьбе одного из заказчиков мы расширили эту функциональность и добавили возможность пользователю при желании какие-то «неудобные» сообщения из истории удалить.

рис11.jpg

Рис. 11. Все сообщения от банка в едином списке

Настраиваемые сообщения. PushServer позволяет отправлять разные типы сообщений в зависимости от потребностей. Для настройки видов сообщений служат следующие параметры:
  • режим доставки (только push или SMS, гарантированная доставка);
  • срок актуальности сообщения;
  • специальная иконка;
  • специальный звуковой сигнал;
  • время ожидания подтверждения доставки.
Благодаря такой настройке банк может повысить эффективность рассылки и сократить расходы на ее организацию.

Дополнительные возможности. PushServer предоставляет возможность управлять счетчиком сообщений. Можно сделать так, чтобы при клике на push приложение не просто открывалось, а отрывалось на конкретной странице. Например, банк рекламирует вклад «Весенний», клиент нажимает на push, и приложение открывается на странице открытия вклада. Таким образом, «время до покупки» сократится, конверсия рассылки увеличится.

И, наконец, еще одна важная функция PushServer: он собирает статистику по отправленным и доставленным сообщениям, анализирует отклики пользователей, контролирует все технические параметры. В дальнейшем эта информация понадобится маркетологам, продуктологам и ИТ-специалистам банка.

Резюмирую. Push-сообщения не тарифицируются. Их отправка может осуществляться из любых систем банка, а при необходимости доставку можно сделать гарантированной. Push эффективно использовать для рекламных рассылок, а чтобы важные рассылки было легко найти, все они хранятся в одном месте, то есть ведется единая история сообщений. И самое главное — push-сервер помогает банку существенно сократить затраты на SMS-сообщения.

Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2016 2017 2018 2019