Как с помощью модулей RS-Connect повысить качество клиентской базы?

Тренды
73154
0
Анна Назарова, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab
Любой банк хотел бы, чтобы среди его заемщиков были исключительно добросовестные и ответственные граждане, имеющие безупречную кредитную историю. И неудивительно, ведь финансовые отношения с такими клиентами практически лишены риска. Но как узнать, что обратившееся в банк лицо заслуживает доверия? Оказывается, очень просто! Достаточно воспользоваться базами внешних информационных систем.


Желание получить «качественных» заемщиков заставляет кредитные учреждения принимать дополнительные меры для проверки своих клиентов. Благо, инструментов для этого сейчас в распоряжении банков появилось множество. Один из них — линейка модулей RS-Connect от компании R-Style Softlab. Давайте посмотрим, как с помощью этих продуктов банк сможет автоматически получать информацию для оценки благонадежности клиентов.

Получение информации от ФНС о блокировках на счетах


Анализируя благонадежность клиента, очень важно проверить, нет ли на его счетах в других банках приостановлений от ФНС. Причем данная проверка является для банка обязательной, поскольку статья 76 Налогового кодекса Российской Федерации» запрещает банкам открывать счета лицам, если в других кредитных учреждениях у них есть действующие приостановления. В связи с этим по Приказу Федеральной налоговой службы от 20 марта 2015 г. № ММВ-7-8/117@ «Об утверждении Порядка информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика — организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации» был опубликован соответствующий сервис в СМЭВ 3.

Для организации взаимодействия автоматизированных систем банка с Федеральной налоговой службой (ФНС) предназначен модуль «RS-Connect. Обмен с ФНС». Одна из его функций — получение информации о блокировках на счетах клиента. Модуль получает запросы от смежных систем банка на получение информации о наличии решений о приостановлении операций по счетам клиента в других банках, формирует соответствующие запросы к СМЭВ 3, через которую осуществляется взаимодействие с ФНС, анализирует полученные от СМЭВ 3 данные и передает ответы банковским системам — инициаторам запросов.

Получение выписки по индивидуальному лицевому счету из ПФР


Иногда для оценки клиента не лишним бывает проанализировать сумму его начислений в ПФР. Сам клиент может получить выписку по индивидуальному лицевому счету (ИЛС) в Пенсионном Фонде России в личном кабинете на портале госуслуг. Но теперь аналогичная возможность есть и у банков. Они могут получить Выписку из ПФР напрямую через СМЭВ (естественно, с согласия клиента).

Для электронного получения сведений о пенсионных начислений граждан служит модуль «RS-Connect. Обмен с ПФР» в части Получения выписки из ПФР через госуслуги. Данные модуль взаимодействует с «Интеграционным модулем ЕСИА (портал госуслуг)» через СМЭВ для получения банком данных клиента с портала госуслуг.

Проверка по реестру отказников


Два года назад вышло Положение Банка России от 20 июля 2016 года № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом». Согласно данному нормативному акту все банки получают теперь так называемый «реестр отказников» — перечень случаев, когда другие банки отказывали клиенту в выполнении операций. Эта информация помогает банку сделать правильный вывод о клиенте, ведь если какой-то банк счел необходимым ему отказать, то, вероятно, для этого были основания, с которыми надо разобраться.
Организовать взаимодействие автоматизированных систем банка с Федеральной службой финансового мониторинга по поводу получения информации о случаях отказа от операций и пр. помогает модуль «RS-Connect. Обмен с ФСФМ». Он загружает файл от ФСФМ с информацией о случаях отказа («реестр отказников»), формирует «Перечень сообщений об отказах» и хранит накопленную информацию. Приняв запрос от смежной системы банка, модуль производит поиск клиента в «реестре отказов» и передает ответ на запрос.

Проверка по справочнику ПДЛ


Прежде чем вступать с клиентом в финансовые отношения, кредитному учреждению нужно выяснить, не относится ли он к числу публичных должностных лиц (российских и иностранных) или их родственников. Банковское обслуживание этих категорий граждан имеет ряд особенностей, определенных статьей 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ. К тому же, согласно Положению Банка России № 499-П, сведения об отнесении физического лица к указанным категориям граждан должны включаться в печатную форму анкеты клиента. В частности, нужно отражать должность, наименование и адрес организации-работодателя должностного лица, а для родственника — статус (супруг), степень родства (по прямой линии) или факт усыновления. В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций 13-МР для получения этих сведений банку предлагается анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств на их официальных сайтах в сети Интернет, использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица могут использовать в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Среди прочих источников 13-МР рекомендует пользоваться сервисом получения данных от информационного агентства «Интерфакс». Организовать проверку клиентов банка по справочнику публичных должностных лиц (ПДЛ), который распространяется компанией «Интерфакс», позволяет модуль «RS-Connect. Работа со справочником ПДЛ». Он загружает файл со списком публичных должностных лиц (ПДЛ) в RS-Connect (при этом файл может обновляться ежедневно) и предоставляет интеграционный сервис автоматизированной банковской системе (АБС) для выполнения проверки клиента по списку ПДЛ.

Проверка СНИЛС


И, конечно, проводя столь масштабную проверку клиента, нужно не забыть проверить достоверность предоставленных клиентом сведений по СНИЛС или документам, удостоверяющим личность. Для этого в СМЭВ предусмотрено несколько сервисов, позволяющих выполнить проверку корректности СНИЛСа и соответствие документа, удостоверяющего личность, ИНН и СНИЛС.

Выполнить проверку СНИЛС по предоставлению сведений фамильно-именной группы, даты рождения, пола через СМЭВ позволяет модуль «RS-Connect. Валидация СНИЛС», реализованный в соответствии с требованиями пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот модуль получает запросы от смежных систем в части проверки сведений по СНИЛС клиента, отправляет эти запросы в ПФР, а получив ответы, перенаправляет их инициаторам.


Обладая столь функциональным набором ИТ-средств, банку совсем не сложно сделать выводы о благонадежности клиента и принять решение о финансовом сотрудничестве с ним. Причем вовлеченность сотрудников в процесс проверки будет минимальной, если встроить проверки в свою ИТ-инфраструктуру и запускать их в пакетном режиме. А благодаря тому, что перечисленные нами решения представляют API с пользовательским интерфейсом, банк сможет развивать выстроенную с помощью нашего ПО модель проверок клиентов.

Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2015 2017 2018