Цифровая трансформация: от автоматизации рабочих процессов до «цифрового» человека
Тренды
Если раньше цифровую трансформацию рассматривали, как способ опередить конкурентов, то теперь это вопрос не столько лидерства, сколько выживания.
40624
0
Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Как мы им можем в этом помочь — узнайте из статьи нашего эксперта.
Зачем нужна трансформация?
Если раньше цифровую трансформацию рассматривали, как способ опередить конкурентов, то теперь это вопрос не столько лидерства, сколько выживания.
Суть цифровой организации заключается не столько в применении инновационных технологий, сколько в принципиально иной организации бизнеса. Обобщая множество исследований и практик построения элементов цифровой организации, можно выделить ряд характерных признаков компании, прошедшей цифровую трансформацию (рис. 1). В их числе — использование определенных методологий, например таких, как Agile, наличие основных сервисов для обеспечения сотрудника цифровым рабочим местом, особые сервисы, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю деятельность организации.
Примером необходимости трансформации является часто цитируемый случай компании Blockbuster LLC, которая в начале 2000-х годов была глобальной организацией с магазинами видеопроката в Соединенных Штатах и по всему миру. Но ее присутствие и актуальность резко снизились примерно с 2005 года, когда Netflix и другие компании освоили новые технологии и извлекли выгоду из потребительского «аппетита» к развлечениям по запросу, предоставляемым с помощью высокодоходных сервисов потокового видео. Так Apple трансформировал распространение музыки, создав iTunes, а Uber трансформировал индустрию такси.

Рис. 1. Направления цифровой трансформации
Polaroid — еще один хороший пример того, почему компании должны быть гибкими, чтобы удовлетворять потребности рынка. В 1991 году оборот Polaroid составлял 3 млрд долларов. Будучи единственным реальным игроком в индустрии мгновенной фотографии, эта компания имела наилучшие возможности для раннего перехода к цифровой фотографии, однако это не было сделано вовремя. В итоге в 2001 году компания обанкротилась, продав свой бренд и активы.
Основные этапы цифровой трансформации
Процесс цифровой трансформации можно разделить на 4 этапа: основная автоматизация, подготовка к цифровой трансформации, сама трансформация и посттрансформационный период, включающий в себя рецифровизацию (рис. 2).
Рис. 2. Этапы цифровой трансформации
В самом начале важно провести аудит всех процессов, чтобы понять, куда двигаться дальше и что должно стать конечной целью. На первом этапе предприятия автоматизируют внутренние процессы, такие как продажи, производство, финансы, управление персоналом, используя соответствующее программное обеспечение, облачные технологии и другие платформы для организации и ведения бизнеса. Этот процесс часто называют цифровизацией, потому что он обеспечивает цифровую основу, необходимую для будущей эволюции. Но цифровизация не трансформирует сам бизнес: у компании еще нет цифровых продуктов и не выстроены соответствующие отношения с клиентами. Также на первом этапе начинается подготовка команд к работе в цифровой экосистеме: обучение, оценка персонала, переподготовка и внедрение новой культуры.

На втором этапе руководитель предприятия или ответственное за проект подразделение разрабатывают стратегию цифровой трансформации, и в это время организация начинает двигаться в данном направлении. Продолжается активная работа по созданию новой культуры цифровой трансформации. Однако в этот период компания еще не завершила цифровые преобразования в новой бизнес-модели, а гибкая инновационная культура не стала устойчивой.
Большая часть запланированных изменений реализуется на третьем этапе. Клиенты начинают ощущать всестороннюю заботу компании: они попадают в экосистему цифровых решений, которые предугадывают их желания, превосходят ожидания и даже принимают за них решения в самых сложных вопросах, превращая рутинные процедуры в интерактивное, быстрое и бесшовное омниканальное путешествие.
На четвертом этапе цифровая трансформация уже полностью синхронизирована и продолжается. Компания работает в цифровом режиме, с инновационной бизнес-моделью и подкованным в цифровом отношении персоналом, и может предлагать заказчикам кастомизированные решения. Образно говоря, цифровая трансформация становится частью ДНК предприятия.
Главные активы трансформации — люди и культура
Чтобы начать свой путь к цифровому преобразованию, компании требуется новое мышление, изменение ценностей и сознания сотрудников, которым нужно не просто принять «временные» изменения, но и научиться жить в новой парадигме. Можно с уверенностью сказать, что формирование культуры цифровой трансформации — одна из самых важных задач для организаций, подверженным трансформационным изменениям.
Руководителям необходимо создать организационную культуру, в которой происходят постоянные улучшения и где заинтересованные стороны открыты для непрерывных изменений. Каждый сотрудник компании должен быть готов выявить устаревшие и неэффективные процессы и отказаться от них в пользу чего-то лучшего.
Однако большинство организаций испытывают трудности при формировании корпоративной культуры, способной поддерживать трансформацию. Недавний отчет Dell Technologies показал, что, хотя цифровая трансформация стала «императивом для всех организаций», только 48% предприятий обменивались знаниями между бизнес-подразделениями и только 49% инвестировали в улучшение цифровых навыков и талантов сотрудников. Также было обнаружено, что лишь немногие переняли методы Agile: всего 17% проводят хакатоны и только 29% поощряют мышление «быстро ошибайся, а затем достигай успеха».
Без внимания к таким важнейшим культурным требованиям организация может в конечном итоге обладать современными технологиями, но не добиваться ожидаемого эффекта для бизнеса.
Как преодолеть сопротивление сотрудников?
Часто при внедрении серьезных изменений компании не уделяют достаточно внимания работе с сопротивлением сотрудников. Главная ошибка в этом случае — игнорирование проблемы, отсутствие системного подхода. Руководители говорят, что инструмент автоматизации неэффективен, но так происходит из-за того, что новыми технологиями пользуются менее 10% сотрудников.
В первую очередь необходимо понять, чем вызвано неприятие изменений. Например, причинами могут быть низкая вовлеченность пользователей, проблемы с коммуникацией (пользователи не понимают, зачем нужен тот или иной инструмент, как это скажется на их работе, чем это будет им полезно) или недостаточные цифровые знания и навыки. Зачастую отсутствие элементарных знаний, например, основ кибербезопасности, у персонала может поставить под угрозу информационные системы и ресурсы организаций, и это уже не просто ошибки, а риски с серьезными последствиями.
После того, как причины сопротивления будут найдены, можно выработать план для их устранения. В частности, организовать онлайн-курсы для сотрудников, разъяснить им преимущества работы с новыми технологиями конкретно в их сфере деятельности, запланировать серию мероприятий для сбора обратной связи. Необходимо на регулярной основе предоставлять сотрудникам как можно больше информации о том, зачем организации трансформироваться, на кого эти изменения повлияют, какого результата добьется компания. Транслируйте позицию высшего руководства, мидл-менеджмента и лидеров мнений. Важно инвестировать в повышение квалификации, выработку у сотрудников навыков, которые будут им необходимы через 5-10 лет.
Кто занимается стратегией цифровой трансформации в компании?
Для формирования стратегии цифровой трансформации компании могут отправить на обучение своего сотрудника, нанять в штат уже готового специалиста или пригласить стороннего эксперта/партнера.
Компания R-Style Softlab успешно помогает своим клиентам улучшать качество клиентского сервиса, оптимизировать трудозатраты и пользоваться неограниченными возможностями для аналитики. Вся наша деятельность направлена не просто на автоматизацию процессов, а на цифровизацию компаний финансового рынка и агропромышленного комплекса. Мы помогаем заказчикам трансформироваться в новый гибкий клиентоцентричный бизнес, повышая конкурентоспособность и устойчивость к изменениям.
Оцените готовность своей компании к цифровой трансформации вместе с R-Style Softlab:
Готовность к цифровой трансформации | Чем мы можем помочь | |
Холодный | Компания не занимается цифровыми трансформациями. Информационные и цифровые технологии — центр затрат. |
|
Прохладный | Компания ведет непоследовательные эксперименты с цифровой трансформацией для отдельных бизнес-процессов. Пилотные внедрения. Ведутся подготовительные работы: трансформация операционной функции, централизация ИТ-систем, аутсорсинг. |
|
Тёплый | Системное внедрение цифровых решений для большого числа бизнес-процессов. Внедрены системы класса ERP, MES, SCADA. Мониторинг процессов, сбор данных. Cloud-ready |
|
Горячий | Существуют и реализуются планы по цифровой трансформации, формируется полноценная стратегия. Разрабатываются и внедряются ключевые ИТ-решения и продукты. Информационные и цифровые технологии — центр прибыли. Platform-ready |
|
Плазма | Цифра — доминирующая часть бизнес-модели. Решения принимаются с помощью цифровых двойников на основе объективных данных, моделирования и искусственного интеллекта. Компания создает собственную или интегрируется во внешние цифровые экосистемы. Ecosystem-ready |
|
Комментарии
Добавить комментарий
Подписка на рассылку
Сортировать
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
RS-Dealing
Asseco AML: система для противодействия легализации доходов
Учётное ядро RS-Core V.6
InterBank Corporate: ДБО юридических лиц
RSDH: Отчётность ЦБ
Учётное ядро RS-Bank v. 5.5
InterBank Start: ДБО юридических лиц (для развивающихся банков)
RSDH: Управленческая отчётность
Asseco InAct : система для предотвращения мошенничества
Обслуживание физических лиц RS-Retail V.6
InterBank Retail: ДБО физических лиц
Обслуживание физических лиц RS-Retail v. 5.5
RSDH: Финансовое планирование и контроль исполнения бюджета
InterBank FrontOffice: Автоматизация фронт-офисной деятельности
RSDH: Управление клиентскими данными
InterBank Mobile: Мобильный банк
Расчётная деятельность банка RS-Banking V.6
InterBank Mobile Retail
Автоматизация кредитного бизнеса RS-Loans v. 5.5
RSDH: Отчётность МСФО
InterBank Factoring: Автоматизация факторинговых сделок
RSDH: Портфельная отчётность
Работа с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами RS-Securities V.6
Платформа InterBank RS
Автоматизация внутрихозяйственной деятельности банка RS-Incounting v. 5.5
RSDH: Система оценки финансового состояния
Платформа RS-DataHouse
Выпуск отчётности RS-Reporting V.6
Межбанковское кредитование RS-Dealing V.6
Кредитование и депозиты RS-Loans V.6
RS-Payments
Модуль «RS-Connect. Цифровой профиль»
Модуль обмена с ПФР
Отчетность в формате XBRL
Модуль обмена с ЭББГ
RS-Insurance Front Office
Получение ИНН
Модуль обмена с ФТС
Модуль получения результатов госуслуг
RS-Insurance: XBRL
Модуль обмена с ГИС ЖКХ
Модуль обмена с Росреестром
Работа со справочником ПДЛ
RSDH: Система контроля качества данных
Asseco Live: CRM платформа с интегрированным контакт-центром
Модуль обмена с ФНС
Обмен с ПФР информацией по материнскому (семейному) капиталу
Business Universe RS
Работа с реестром МСП
Проект импортозамещения в ИТ
Модуль получения выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Модуль обмена с ФСФМ
Подключение к СПФС
Работа с реестром банкротов
Система RS-FinMarkets
Модуль обмена с ГИС ГМП
Оперативная организация обмена данными с СПФС Банка России
Модуль упрощенной идентификации
Модуль получения информации из ФНС о блокировках на счетах клиентов
Модуль «RS-Connect. Валидация СНИЛС»
Модуль обмена с ФинЦЕРТ
Проверка паспорта на действительность
Модуль «RS-Connect. Получение выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП»»
Модуль обмена с СБП
Цифровой профиль
Модуль «RS-Connect. Получение выписки из ПФР»
Сведения об активах и пассивах клиента
шдрщшр
Модуль «RS-Connect. Получение справки 2-НДФЛ»
Модуль «RS-Connect. Проверка действительности паспортов»
Модуль обмена с ЕСИА
RS-Bot: Виртуальный консультант
Модуль «RS-Connect. Работа с реестром банкротов»
Модуль обмена с ЕБС
RS-Digital: Push Server – универсальный push-сервер
Модуль «RS-Connect. Работа с реестром МСП»
Модуль обмена с ФССП
RS-Digital Front Office
Модуль «RS-Connect. Упрощенная идентификация»
Модуль обмена с ЦИК
Модуль валидации СНИЛС
Модуль упрощенной идентификации
Обмен с платформой ЗСК
Модуль обмена с ФНП
Обмен с платформой ЗСК
