Приложение для построения обязательной отчетности: на что обратить внимание

27.09.2021

Специализированные приложения и модули на основе хранилищ данных многие годы успешно решают в банках задачи построения тех или иных видов отчетности, среди которых и управленческая, и МСФО, и регуляторная, и контроль исполнения бюджетирования. Современные условия обязывают поддерживать их в актуальном виде и своевременно обновлять. Об инструменте для создания таких бизнес-приложений, нюансах внедрения и сопровождения рассказал Леонид Рудов, заместитель директора Производственного центра Департамента аналитических систем компании R-Style Softlab.


Текст: Леонид Рудов, заместитель директора производственного центра департамента аналитических систем, R-Style Softlab

Леонид_Рудов_R-Style_Softlab.JPG


О важности своевременного обновления приложения, обеспечивающих построение обязательной отчетности для Центробанка России Используя единое информационное пространство, приложения и модули на основе хранилищ данных позволяют конечным пользователям формировать отчеты и контролировать их корректность. Такие отчеты являются основой для принятия верных решений на уровне менеджмента и снижения рисков предоставления регулятору неточной информации. К необходимости постоянной актуализации и доработке таких приложений подталкивают следующие факторы:

  • появление новых требований по формированию отчетов (в частности, изменения нормативных документов со стороны Центробанка России);
  • ввод новых банковских продуктов для клиентов;
  • выявленные случаи недостоверности формируемой отчетности и риски нарушения сроков подготовки;
  • проведенный анализ случившихся инцидентов по работе с первичными данными или подготовленными отчетами;
  • пожелания конечных пользователей по автоматизации и удобству работы.


Когда оправдана самостоятельная разработка?

Собственная разработка оправдана, если в банке есть специальная команда, которая будет этим заниматься, и банк готов постоянно поддерживать соответствующий уровень компетенции персонала. При этом потребуется выстраивать процессы взаимодействия между конечным пользователем и ИТ-специалистом и организовывать их совместную работу в смежных областях — как при внедрении функциональности, так и в ходе ее поддержки. Во многих банках это есть. Насколько идеально работает такая конфигурация в каждом конкретном случае — должны определять пользователи и руководство внутри такой кредитной организации.



Коробочное решение vs индивидуальной разработки

Хочется подчеркнуть, что нет единого «золотого» стандарта. Многие факторы, среди которых и плановые сроки внедрения, и имеющийся бюджет, и состав команды у заказчика, определяют выбор подхода к реализации проекта. Увидеть и плюсы и минусы каждого из вариантов поможет таблица:

«Коробочное» решение     Индивидуальная разработка    
Наличие специфичных банковских продуктов-+
Готовность скорректировать бизнес-процессы +-
Необходимость запуска в минимальные сроки +-
Наличие команды в банке для развития системы++

Максимальное переиспользование возможностей имеющегося «коробочного» решения позволит выполнить запуск того или иного отчета с минимизацией сроков и затрат. Но и тут будут необходимы качественные данные и выстроенные процессы взаимодействия команд с двух сторон. Уделить же больше времени настройке под индивидуальные особенности банка возможно и разумно при понимании безусловной необходимости и оправданности соответствующих временных, финансовых затрат.


Запуск отчетных форм: слагаемые успеха

Конечно, есть немало слагаемых успешного внедрения, обеспечивающих и соблюдение плановых сроков, и достижение конечного результата в виде работающей отчетности. Но во главу я бы поставил следующие три фактора:
  • максимально возможное использование готовых библиотек/наборов алгоритмов;
  • работающие процессы для обеспечения качественными данными и исправления ошибок при их выявлении;
  • при привлечении к работе команды вендора — объединение команд исполнителя и заказчика в работе над целями проекта.

Инструмент для создания бизнес-приложений и построения хранилища данных

В качестве инструмента для создания отдельных бизнес-приложений и построения хранилища данных мы предлагаем платформу RS-DataHouse. Платформа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестре программного обеспечения). Встроенная функциональность и API позволяют развивать и интегрировать систему в существующий ИТ-ландшафт банка.

На основе этой же платформы R-Style Softlab ведет собственную разработку и внедрение специализированных модулей, в том числе, для выпуска форм регуляторной отчетности.

Мы заимствуем из платформы модель данных, механизмы загрузки, документооборота, контроля доступа к данным, но разрабатываем алгоритмы определения расчетных показателей отчетов. Набор созданных модулей представляет собой отдельное бизнес-приложение «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ», которое также зарегистрировано в Реестре программного обеспечения.


Бизнес-приложение «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ»

По сути, это многокомпонентное решение. С одной стороны, выделены отдельные модули в разрезе соответствующих отчетов Центробанка и есть так называемое «ядро». С другой стороны, есть разделение на объекты, реализующие расчет, отображение данных, формирование файлов/отчетов и пр. Это позволяет при необходимости (исправление ошибки или изменения законодательства) дорабатывать, тестировать и передавать заказчику отдельные элементы вместо монолитных обновлений.

На основе платформы RS-DataHouse подготовлены преднастроенные блоки, обеспечивающие: • разделение прав пользователей с учетом статусов документооборота;
  • выполнение межформенного и внутриформенного контроля;
  • пересчет отчетов самими пользователями;
  • создание результирующих файлов, например для загрузки в Kliko.
Как и в самой платформе, в бизнес-приложении предусмотрен программный интерфейс для дальнейшего переиспользования (API).

Мы формируем и передаем клиентам не только сами выполняемые модули и алгоритмы, реализующие расчет, но и документацию (например, с требованиями к выгружаемым данным).

Созданный программный продукт и есть ценность Вашей Компании?

Самым ценным своим активом мы считаем команду, как объединение людей, обладающих профессиональными навыками и стремлением к достижению результата. Уже во вторую очередь — имеющийся программный продукт RS-DataHouse с его возможностями для решения бизнес-задач. Именно благодаря людям происходит развитие продукта, выполняются успешные проекты у заказчиков.

Несмотря на имеющееся распределение зон ответственности, в нашей команде не только аналитик, но и разработчик, и тестировщик стараются понять, что нужно конечному заказчику, какова общая цель выполняемых работ. Исходя из этого, и решаются задачи. Есть большой поток специализированной информации, предназначенной и передаваемой сотрудникам, выполняющим определенные роли в рабочем процессе. Одновременно в командах в необходимом объеме обеспечивается универсализация навыков специалистов, способных подменять друг друга в смежных областях. Кроме того, в ходе выполнения задач идет непрерывный процесс обучения, разбор возникающих проблем и сложных ситуаций. Все это вместе формирует команду и приводит к развитию качественного продукта.


Выбор формата работы с клиентами

На практике в R-Style Softlab сложилось многообразие видов выполняемых проектов. Выбор формата взаимодействия определялся возможностями и потребностями каждого конкретного заказчика.

Наши команды могут работать на проектах заказчиков по внедрению собственной продуктовой линейки RS-DataHouse «под ключ». Помимо этого, специалисты департамента аналитических систем включаются в команды, выполняющие в банках как интеграцию с хранилищами данных R-Style Softlab, так и внедрение программного обеспечения сторонних производителей. Если в первом варианте востребованы доскональные знания по RS-DataHouse, то во втором на первый план выходят накопленный опыт по формированию хранилищ данных (data warehouse) и по работе с другими программными продуктами.


Обеспечение бесперебойной работы в условиях дистанционности

Специалисты компании работают в разных городах страны, где уже многие годы представлены филиалы R-Style Softlab. По этой причине компания давно занимается задачами организации максимально эффективной дистанционной работы территориально распределенной команды. Само собой получилось так, что к «пандемийным» изменениям мы уже пришли подготовленными. Опыт использования инструментов совместной работы оказался крайне важным. Разность в часовых поясах, в которых расположены филиалы, команда компенсирует за счет применяемых техник и сформированных из опыта правил обработки задач. И, в конечном результате, мы стремимся перевести это из трудности/недостатка в преимущество.


Когда внедрение завершено…

…начинаются процессы сопровождения — обработка возникающих инцидентов, формирование поставок с исправлениями ошибок. Собственно, для программного продукта именно на этом шаге и начинается полноценная жизнь. Прежде всего, проверяется его готовность к успешной эксплуатации . Зачастую именно показатели по сопровождению со стороны вендора заказчики рассматривают в качестве ключевых критериев отбора в ходе проводимых ими конкурсов по внедрению систем отчетности.

Для взаимодействия с клиентами мы используем специализированный программный продукт для регистрации и обработки подобных задач, есть выделенная служба поддержки.

Также мы предлагаем нашим клиентам и берем на себя поддержку изменений в законодательстве. Новые нормативные акты и проекты изменений со стороны Центробанк России отслеживаются аналитиками, обрабатываются и передаются в доработку для модулей отчетных форм. На основе этой работы, в частности, появляются задачи, воплощающиеся с течением времени в программный продукт.


Новинки 2021 года в части обязательной отчетности

Сейчас R-Style Softlab ведет активную работу над отладкой и внедрением отчета по форме 0409310 «Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам». Эта форма отчетности введена Центробанком с 1 июля текущего года. Тем самым продолжается движение регулятора к сбору детальной информации — вслед за 303-й формой, в которой содержится подробная информация о ссудах, предоставленных юридическим лицам.

Но я хотел бы отметить и технологическое отличие нового отчета от предшествующих — отчет формируется только в формате xml без использования программного комплекса Kliko.

При реализации 310-й формы нам потребовалось в минимальном объеме поменять модель данных, что, на мой взгляд, указывает на соответствующий уровень зрелости программного продукта в целом. Сейчас в активной стадии работы по первому внедрению.





Все публикации