Технологии

Цифровой профиль гражданина: что это и чем полезен организациям

3693
Цифровой профиль гражданина: что это и чем полезен организациям

Виктория Лопатина

Ведущий аналитик департамента банковского ПО, R-Style Softlab

Чтобы победить в конкурентной борьбе, банкам и другим финансовым компаниям нужно поддерживать качество услуг на высоком уровне. Например, не нагружать клиентов сбором документов и быстро принимать решения по заявкам на кредит. Справиться с задачей поможет цифровой профиль гражданина, который дает доступ к информации из баз данных государственных органов. Сервис позволяет автоматически получать сведения о клиентах, заполнять анкеты и проверять кредитные истории. Все это помогает сокращать время обслуживания.

Ведущий аналитик департамента банковского программного обеспечения RS-Bank Виктория Лопатина рассказывает о том, как устроен цифровой профиль, какие сведения из него можно получить, и продуктах компании R-Style Softlab для обмена с платформой «Цифровой профиль».

Цифровой профиль гражданина: определение и назначение

Цифровой профиль гражданина (ЦПГ) — это набор сведений о человеке в государственных информационных системах (ГИС). Например, он включает данные из баз полиции, налоговой службы и Росреестра. Сервис создали на базе Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это значит, ЦПГ работает через личный кабинет пользователя на платформе Госуслуг.

В 2019 году Правительством России совместно с Министерством цифрового развития в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» был запущен эксперимент по созданию единой цифровой  платформы «Цифровой профиль гражданина». С ее помощью Правительство и Минцифры систематизируют данные о гражданах России. Госорганы передают сведения в базу ЕСИА, что позволяет банкам, микрофинансовым организациям и страховым компаниям быстрее получать необходимую информацию.

Правительство утвердило основные положения о цифровом профиле в Постановлении № 710 и Постановлении № 1911. Сначала проект планировали завершить в конце 2022 года, но позже продлили до конца 2025 года.

Цифровой профиль гражданина РФ предоставляет государственным органам и коммерческим компаниям быстрый доступ к данным клиентов из ЕСИА и других ГИС. Это помогает сократить бумажный документооборот и позволяет оказывать услуги дистанционно. Например, чтобы подать заявку на кредит или застраховать машину, не нужно везти бумажные копии документов в офис банка или страховой организации. Достаточно подать заявку онлайн, а все сведения компании получат из ЕСИА.

Банки, микрофинансовые организации и страховые компании могут получить доступ к цифровым данным о клиентах с помощью специальных платформ. Такие сервисы интегрируют информационные системы банков с источниками сведений о гражданах. Например, можно использовать веб-модуль «Цифровой профиль» платформы RS-Connect.

В 2024 году Минцифры планирует создать цифровые профили иностранных граждан, которые работают или учатся в России. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы предусматривает запуск такого сервиса. Иностранцы смогут получать электронные визы, отправлять уведомления о безвизовом пребывании в стране и пользоваться порталом Госуслуг. Также на Госуслугах реализована подсистема «Цифровой профиль организации». Платформа собирает данные госорганов о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Например, профиль содержит информацию о численности сотрудников, счетах в банках, лицензиях, а также налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Сервис ускоряет и упрощает взаимодействие организаций с банками и страховыми компаниями.

Как работает и для чего нужен цифровой профиль

Цифровой профиль собирает актуальные данные о человеке из реестров государственных органов. Это не означает, что любые организации могут получить сведения и использовать их по своему усмотрению. Чтобы коммерческие компании могли работать с информацией из ЦПГ, гражданин должен дать согласие на предоставление персональных данных. При этом у клиента должна быть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.

Минцифры утвердило Сценарии использования инфраструктуры цифрового профиля. Вот как организации могут пользоваться данными о гражданах:

  • запрашивать согласие для доступа к персональным данным;
  • собирать информацию из государственных информационных ресурсов;
  • получать уведомления об изменениях данных гражданина в цифровом профиле.

Пример — как банк может использовать цифровой профиль гражданина. Клиент собирается взять ипотечный кредит. Он может дать согласие на обработку данных из ЦПГ в онлайн и офлайн-формате. Рассмотрим, как кредитная организация будет использовать информацию о клиенте.

Вариант №1. Клиент подает онлайн-заявку на сайте или в приложении банка. В авторизованной зоне интернет-ресурса гражданин дает согласие на предоставление персональных данных. После этого анкета автоматически заполняется сведениями из Госуслуг. Человек экономит время, а банк получает проверенные сведения о клиенте.

Вариант №2. Клиент подает заявку лично в офисе банка. Тогда сотрудник кредитной организации направляет гражданину запрос на выдачу согласия на предоставление персональных данных через Автоматизированную банковскую систему (АБС). Клиент подтверждает согласие через кабинет на Госуслугах.

Для коммерческих организаций могут быть использованы оба варианта. В любом случае взаимодействие с ЦП будет проходить по общей модели, которую Минцифры утвердило в Сценариях использования инфраструктуры цифрового профиля. Вот что будет происходить:

  1. АБС банка запросит согласие клиента на доступ к персональным данным.
  2. Клиент через Госуслуги даст согласие на обработку данных.
  3. АБС банка получит персональные данные гражданина.

АБС банка получит рассылку об изменениях данных клиента в цифровом профиле. Этот пункт необязательный и работает опционально.

Так происходит передача данных из цифрового профиля гражданина в информационную систему банка через личный кабинет клиента

Использование данных из цифрового профиля гражданина выгодно обеим сторонам. Клиенту не нужно предоставлять дополнительные документы и собирать бумажные справки из госорганов. Все необходимые сведения поступят в банковскую систему автоматически. А сотрудникам банка не приходится беспокоиться о достоверности данных и тратить время на обработку документов вручную.

С марта 2023 года доступ к цифровым профилям граждан получили также участники фондового рынка: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии и регистраторы. Соответствующая норма закреплена в Постановлении Правительства №346. Подробнее об этом смотрите в видеоролике:

Цифровой профиль гражданина – новые возможности для участников фондового рынка, 25.01.24 В 2024-2025 годах Министерство здравоохранения планирует создать также цифровые медицинские профили граждан. Люди смогут в электронном виде хранить медкарты, полисы, результаты обследований и историю назначений. С согласия гражданина врачи частных и государственных клиник будут получать доступ к этим сведениям. Это позволит медикам заполнять меньше документов и не дублировать рекомендации коллег. Сервис будет доступен всем россиянам, у которых есть полис ОМС.

Какие сведения можно получить из цифрового профиля

В цифровой профиль гражданина попадает только актуальная и проверенная информация из регистров государственных органов. Вот какие организации передают сведения в ЦПГ:

  • Министерство внутренних дел (МВД);
  • Федеральная налоговая служба (ФНС);
  • Социальный фонд (СФР);
  • Росреестр;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
  • иные ведомства.

«Платформа согласий» на Госуслугах дает гражданам возможность управлять доступом к профилю. Существует классификация согласий по типам. В рамках каждого типа при запросе сведений из ЦПГ компания должна указать, для чего и как будет использовать данные. Например, гражданин может дать согласие на оформление банковской карты, заключение кредитного договора или предоставление страховых услуг.

В таблице ниже собрали примеры наиболее востребованных сведений из цифрового профиля гражданина РФ, которые можно получить с помощью веб-модуля «RS-Connect. Цифровой профиль». Полный список гораздо шире: всего коммерческим компаниям доступно более 80 видов данных.

Источник данныхТип данных
МВД– паспорт и загранпаспорт
– водительское удостоверение
– свидетельство о регистрации транспортного средства
– история выданных паспортов
СФР– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина
– СНИЛС
– справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах на дату
– сведения о трудовой деятельности
– сведения о мерах социальной поддержки
– сведения из регистров материнского капитала
– сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста
ФНС– свидетельство о рождении
– свидетельства о заключении и расторжении брака
– свидетельство об установлении отцовства
– справка 2-НДФЛ
– выписки ЕГРИП и ЕГРЮЛ
– сведения о доходах и выплатах страховых взносов в пользу физлиц
– сведения о самозанятости
ФОМС– полис ОМС
– сведения о прикреплении к медицинской организации
– сведения об инвалидности
Росреестр– сведения об объектах недвижимости в собственности

Какие организации получают информацию из цифрового профиля и для чего используют данные

Постановление Правительства № 710 определяет, какие организации могут получить доступ к цифровым профилям граждан. Также документ регулирует, для каких целей можно использовать персональные данные.

Кто и для чего запрашивает сведения из цифрового профиля:

  • кредитные организации — оформление заявок на кредит, выдача банковских карт и другие действия;
  • страховые компании — подписание договоров страхования, оформление заявок на страховые выплаты и другие действия;
  • операторы сотовой связи — заключение договоров с абонентами;
  • Агентство по страхованию вкладов — оформление заявок на страховые выплаты в случае банкротства банка;
  • бюро кредитных историй — запрос отчетов по истории кредитов гражданина;
  • железнодорожные и авиаперевозки — продажа билетов;
  • работодатели — заключение трудовых договоров.

Согласно постановлению, государственные структуры участвуют в эксперименте в обязательном порядке, а коммерческие организации — по желанию или необходимости.

Схема цифрового профиля гражданина

Минцифры России в Сценариях использования инфраструктуры цифрового профиля приводит схему ЦПГ. Разберем, что означает каждый элемент.

Элементы цифрового профиля гражданина РФ:

  • Реестровая запись. В ЦПГ попадают только данные из верифицированных источников: портала Госуслуг или баз госорганов.
  • Распределенная структура данных. Сведения о гражданах хранятся в реестрах госорганов, а инфраструктура ЦПГ только формирует соответствующие ссылки по запросу. Такой способ хранения информации помогает защитить данные от утечек.
  • Сервис по управлению согласием. Гражданин самостоятельно выдает согласие на предоставление персональных данных организациям.

Модуль «RS-Connect. Цифровой профиль»

Разработчик программного обеспечения и системный интегратор R‑Style Softlab предлагает готовые решения для доступа к цифровым профилям граждан. Коннектор «RS-Connect. Цифровой профиль» помогает кредитным, микрофинансовым, страховым компаниям и другим участникам быстрее обрабатывать заявки клиентов без дополнительных документов. Взаимодействие с ЕСИА возможно как через REST API онлайн, так и с помощью видов сведений СМЭВ оффлайн. 

Взаимодействие через REST API — имеет ряд преимуществ: высокая скорость обмена информацией, более широкий набор данных и видов согласий.

Через СМЭВ «RS-Connect. Цифровой профиль» позволяет работать с четырьмя видами сведений из ЕСИА:

  1. Запрос согласий пользователя ЕСИА от организации.
  2. Отправка в организацию уведомления о событии платформы согласий ЕСИА.
  3. Запрос перечня согласий пользователя ЕСИА, выданных организации.
  4. Запрос персональных данных при наличии согласия пользователя ЕСИА.

Модуль«RS-Connect. Цифровой профиль» интегрируется с любой АБС через веб-сервис, файловый обмен или подключается напрямую к БД. Есть возможности интеграции через очереди MQ, Kafka. Также к сервису можно подключиться через облачное решение. «RS-Connect в облаке» помогает экономить на содержании собственной IT-системы. Еще в RS-Connect поддерживается возможность работы с «Цифровым профилем» без интеграции с системами заказчика.

В ближайшее время компания R-Style Softlab представит новый модуль «RS-Connect. Цифровой профиль организации». Пользователи смогут посредством СМЭВ получать данные из цифровых профилей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Финансовым организациям будут доступны сведения из налоговых деклараций, выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, информация о наличии счетов и приостановлении операций по счетам и другие данные.

Полезные материалы по цифровому профилю гражданина

По этим ссылкам можно больше узнать о цифровом профиле гражданина РФ:

Похожие записи

R-Style Softlab вывела на рынок коннектор «Цифровой профиль организации» на российском стеке технологий

Новости компании Обновления продуктов Технологии

R-Style Softlab, компания-разработчик ПО для финансовой сферы и системный интегратор, входящий в группу Россельхозбанка, вывела на рынок модуль для взаимодействия с ГИС (коннектор) «Цифровой профиль организации», реализованный на российском технологическом стеке. Модуль RS-Connect «Цифровой профиль организации» — готовое решение для быстрого получения информации об организациях (юридических лицах, индивидуальных предпринимателях), содержащейся в информационных системах государственных органов. […]

207

Автоматизация банка: процессы, технологии, импортозамещение

Обновления продуктов Технологии Тренды

Автоматизация банковской системы — это внедрение информационных технологий, которые позволяют минимально задействовать человека в банковских процессах. Компьютерные программы умеют выполнять многие рутинные задачи, которые раньше делали люди — например, проверять кредитную историю, рассчитывать проценты по вкладам и кредитам, составлять документы, общаться с клиентами.  Ключевым инструментом для перехода к полной цифровизации становятся автоматизированные банковские системы (АБС) […]

355

PaaS-платформа App.Farm. Как продукт помогает развивать высококритичные системы Россельхозбанка

Обновления продуктов Технологии

История, цели и задачи Работа над решением началась в 2020 году. Цели были поставлены глобальные, но реализуемые, хоть и работы предстояло немало. Нужно было централизовать разработку информационных систем для РСХБ из так называемого «зоопарка» из вендоров и разрозненных систем и улучшить внутренние процессы. По итогу нам нужно было представить готовый инструментарий, позволяющий: Немаловажным аспектом работы […]

756