Как и зачем обмениваться данными с платформой «Знай своего клиента»?

Новое в продуктах
1150
0
Марина Рожкова, главный специалист аналитического отдела департамента банковского ПО RS-Bank
С 1 июля 2022 года Банк России официально запустит онлайн-обмен с централизованной информационной платформой «Знай своего клиента» (ЗСК). С ее помощью банки смогут на ежедневной основе получать информацию об уровне риска вовлеченности клиентов и их контрагентов в проведение подозрительных операций и использовать эти сведения при осуществлении процедур «противолегализационного» контроля. Рассмотрим подробнее, как все это будет происходить, на примере реализации обмена с ЗСК в продуктах компании.


Как работает платформа ЗСК 

Центробанк будет присваивать организациям (за исключением банков, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальным предпринимателям (ИП) один из трех уровней риска — низкий, средний, высокий. Критерии отнесения к уровням риска согласуются с Росфинмониторингом. Чтобы данная оценка была полной и своевременной, от банков требуется ежедневно передавать в информационную систему Центробанка список своих текущих клиентов — юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Таким образом, основные задачи банка при использовании платформы ЗСК таковы: 
  1. Ежедневное информирование Банка России о составе и объеме клиентской базы. 
  2. Получение информации об уровне риска ЮЛ/ИП от Банка России. 
Участвуя в информационном обмене с платформой ЗСК, кредитные организации получают надежный инструмент, позволяющий снизить нагрузку по собственной оценке уровней риска клиентов и сконцентрировать внимание на работе с высокорисковыми клиентами, доля которых составляет менее 1% от общего количества зарегистрированных ЮЛ и ИП.


Техническая сторона взаимодействия 

Электронный обмен сообщениями на платформе ЗСК реализован через Личный кабинет сайта Банка России (далее — ЛК БР). Публикация сообщений в виде xml-фалов должна выполняться ежедневно. Все сообщения должны быть зашифрованы и подписаны усиленной квалификационной подписью (УКЭП). 

 Автоматизировать процессы формирования, публикации, получения сообщений, а также их обработки призван новый модуль RS-Connect — «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК». Интеграция данного модуля с ЛК БР осуществляется посредством сервисов, предоставляемых информационной системой Центробанка. С другой стороны, модуль взаимодействует с автоматизированными системами банка, получая от них данные о клиентах и передавая им сведения об уровнях риска.

Модуль успешно прошел тестирование в рамках пилотного проекта Центробанка по подключению к платформе ЗСК в тестовом режиме. Этот факт позволяет нам рекомендовать его банкам для полноценного взаимодействия с платформой ЗСК с 1 июля 2022 года.



Сценарии взаимодействия в потоке ЗСК 

В рамках модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» реализованы три пользовательских сценария взаимодействия: 
  1. Формирование и отправка в ЛК БР информации о клиентской базе. 
  2. Получение из ЛК БР информации об уровнях риска. 
  3. Обработка запросов от АБС банка для проверки уровня риска клиентов.

Этапы обмена по каждому сценарию взаимодействия схематично представлены на рис. 1 
Дополнительно хотелось бы отметить, что:
  • Процессы по сценариям обмена данными с ЛК БР, могут запускаться в контуре RS-Connect как вручную пользователем, так и системой в автоматическом режиме на основании запланированных заданий.
  • При формировании списка клиентов загруженная из АБС информация проверяется на соответствие форматам обмена с ЛК БР.
  • При проверке клиентов по списку используется последняя загруженная из ЛК БР информация.
  • Об успешном или неуспешном выполнении того или иного действия пользователи информируются по e-mail.

Рис. 1. Схема сценариев для реализации функциональности по потоку «Знай своего клиента»

Модуль «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» 

Пользователи RS-Connect найдут функциональность нового модуля в главном меню системы: доступные режимы объединены под названием «ЗСК». Чтобы абонент (АБС банка) мог обращаться к пункту меню «ЗСК», необходимо обратиться к режиму настроек (рис. 2) и активировать опцию «Учет ЗСК» (это стандартный подход «включения» модулей, и он хорошо известен пользователям RS-Connect).

Рис. 2. Настройки абонента для модуля «ЗСК» (фрагмент панели)

Прежде чем начать работу с модулем «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК», необходимо ввести данные о логине и пароле для доступа к Личному кабинету на сайте ЦБ. Если обмен будет выполняться только с одним ЛК, то рекомендуется указать логин и пароль непосредственно в общих настройках обмена. Эти настройки используются всеми абонентами (рис. 3). Если же абоненты будут обращаться к разным ЛК, то следует настроить логин и пароль для соответствующего подразделения каждого абонента, использующего модуль (рис. 4).

Все остальные настройки обмена с Личным кабинетом уже предустановлены в дистрибутиве. Необходимость их изменения может возникнуть только при появлении новых требований в спецификациях сервисов Центробанка.

Рис. 3. Настройки обмена для модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» (фрагмент панели)

Рис. 4. Настройки оргструктуры для модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК»

Основные режимы, с которыми работает пользователь в модуле, — это журналы регистрации взаимодействий с сервисами ЛК на платформе «ЗСК». Для каждого потока данных выделен отдельный журнал, работающий со своим видом запросов (рис. 5): 
  • Журнал для работы с запросами «Информация о клиентах КО» (КО — кредитная организация) 
  • Журнал для работы с запросами «Информация об уровнях риска».
Функциональность обоих журналов практически идентична, в каждом из них можно: 
  • Создавать новые запросы (например, если банк не использует планировщик заданий, то запрос на получение списка рисков или отправку списка клиентов может создать операционист). 
  • Просмотреть сведения по каждому запросу, открыв отдельную панель. 
  • Работать с записями в списке запросов: выполнять поиск и фильтрацию по заданным параметрам, а также использовать другие стандартные функции, предусмотренные в журнале.

Рис. 5. Журналы регистрации, внешний вид

В панели просмотра запроса информация систематизирована по закладкам: 


  • Закладка «Основное» (рис. 6). 
Содержит данные о времени обращения для создания запроса, ID запроса, список ошибок. 
Также на этой закладке располагается информация, специфичная для конкретного вида запроса: 
- Для запроса получения списка уровней риска — можно узнать название файла реестра и его дату, если необходимо свериться с данными ЛК. 
- Для запроса передачи сведений о клиентах дополнительно указаны сведения об абоненте, для которого сформирован запрос и выводится общее количество клиентов, включенных в список, полученный от АБС.

Рис. 6. Панели запросов: закладка «Основное»


  • Закладка «История» (рис. 7) 
Содержит список записей, фиксирующих последовательность изменения статусов обработки запроса и времени установки статуса. Каждый статус — это некий этап жизненного цикла: создание запроса, подготовка данных для обмена, установка связи с ЛК, получение или отправка файлов и т.п. Последовательность смены этапов наглядна: остановка процесса на определенном этапе позволяет ограничить область возникновения ошибки и быстрее решить возникшую проблему обмена.

Рис. 7. Панели запросов: закладка «История»


  • Закладка «Обмен с ЦБ» (рис. 8).
Здесь содержится информация о вызовах сервисов ЦБ для получения или отправки сведений в рамках обмена. По каждому вызову можно просмотреть содержательную часть запроса и/или ответа, хранящуюся в системе в виде xml-файла. Данную информацию можно также получить в 

«Журнале СПД» (СПД — сервисы прямого доступа). В этом журнале сосредоточена полная информация обо всех вызовах сервисов прямого доступа по всем запросам в рамках модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК».

Рис. 8. Панели запросов: закладка «Обмен с ЦБ»


  • Закладка «Обмен с АС» (рис. 9). 
Используется только в панели «Информация о клиентах КО» и содержит список вызовов сервиса «Передать запрос формирования списка клиентов Банка» в модуле «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК». 

Для понимания процесса отметим: этот сервис запускается автоматически при создании запроса в журнале. Сервис формирует запрос к АБС на передачу в RS-Connect сведений о клиентах. Положительным результатом обработки запроса является наличие в таблице ODBC данных о клиентах. На основании этих данных процедурой обработки запроса автоматически формируется xml-файл для передачи в ЛК ЦБ.

Рис. 9. Панели запросов: закладка «Обмен с АС»

В продолжение рассказа о взаимодействии с АБС банка упомянем еще об одном сервисе RS-Connect, который используется для проверки клиентов (и не клиентов) банка по реестру рисков ЦБ. Инициатором взаимодействие в данном случае является АБС банка (абонент). В запросе сервиса передается список лиц для проверки: указывается ИНН для каждого лица. По ИНН сервис выполняет поиск записи в текущем реестре уровней риска (текущий реестр — тот, который был загружен в базу данных RS-Connect последним на момент проверки). Если запись с указанным ИНН найдена, то в ответе АБС получает сведения об уровне риска данного лица. 

Всю информацию о взаимодействии с АБС при обработке запросов проверки клиентов (и не клиентов) банка по реестру рисков ЦБ, можно получить из двух журналов (рис. 10): 
  • Журнал взаимодействия с абонентами.
  • Журнал входящих запросов. 

Это стандартные регистры учета, которые используются практически во всех модулях RS-Connect. Они реализуют достаточно широкую функциональность по работе с вызовами сервисов, необходимую для контроля и систематизации данных.

Рис. 10. Журналы для просмотра вызовов сервисов при обмене с АБС банка


Опыт работы с Центробанком через Личный кабинет 


Модуль «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» — это «первая ласточка» в области взаимодействия RS-Connect с сервисами Центробанка через Личный кабинет участника обмена. Тестирование модуля позволило выявить и решить все основные проблемы в организации этого вида обмена. Надеемся, что в будущем список коннекторов для работы с ЛК будет расширен, и это предоставит нашим пользователям больше возможностей по автоматизации процессов обмена в рамках других потоков данных Центробанка.
Подробности о модуле «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» смотрите на сайте компании. ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОДУКТА   

Все статьи

Комментарии



Подписка на рассылку
Сортировать
Теги:
Все теги
Выберите интересующий Вас продукт компании
Любой продукт
Сортировать по году:
2018 2019 2020 2021 2022