С 1 июля 2022 года Банк России официально запустит онлайн-обмен с централизованной информационной платформой «Знай своего клиента» (ЗСК). С ее помощью банки смогут на ежедневной основе получать информацию об уровне риска вовлеченности клиентов и их контрагентов в проведение подозрительных операций и использовать эти сведения при осуществлении процедур «противолегализационного» контроля. Рассмотрим подробнее, как все это будет происходить, на примере реализации обмена с ЗСК в продуктах компании.
Как работает платформа ЗСК
Центробанк будет присваивать организациям (за исключением банков, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальным предпринимателям (ИП) один из трех уровней риска — низкий, средний, высокий. Критерии отнесения к уровням риска согласуются с Росфинмониторингом. Чтобы данная оценка была полной и своевременной, от банков требуется ежедневно передавать в информационную систему Центробанка список своих текущих клиентов — юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Таким образом, основные задачи банка при использовании платформы ЗСК таковы:
- Ежедневное информирование Банка России о составе и объеме клиентской базы.
- Получение информации об уровне риска ЮЛ/ИП от Банка России.
Участвуя в информационном обмене с платформой ЗСК, кредитные организации получают надежный инструмент, позволяющий снизить нагрузку по собственной оценке уровней риска клиентов и сконцентрировать внимание на работе с высокорисковыми клиентами, доля которых составляет менее 1% от общего количества зарегистрированных ЮЛ и ИП.
Техническая сторона взаимодействия
Электронный обмен сообщениями на платформе ЗСК реализован через Личный кабинет сайта Банка России (далее — ЛК БР). Публикация сообщений в виде xml-фалов должна выполняться ежедневно. Все сообщения должны быть зашифрованы и подписаны усиленной квалификационной подписью (УКЭП).
Автоматизировать процессы формирования, публикации, получения сообщений, а также их обработки призван новый модуль RS-Connect — «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК». Интеграция данного модуля с ЛК БР осуществляется посредством сервисов, предоставляемых информационной системой Центробанка. С другой стороны, модуль взаимодействует с автоматизированными системами банка, получая от них данные о клиентах и передавая им сведения об уровнях риска.
Модуль успешно прошел тестирование в рамках пилотного проекта Центробанка по подключению к платформе ЗСК в тестовом режиме. Этот факт позволяет нам рекомендовать его банкам для полноценного взаимодействия с платформой ЗСК с 1 июля 2022 года.
Сценарии взаимодействия в потоке ЗСК
В рамках модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» реализованы три пользовательских сценария взаимодействия:
- Формирование и отправка в ЛК БР информации о клиентской базе.
- Получение из ЛК БР информации об уровнях риска.
- Обработка запросов от АБС банка для проверки уровня риска клиентов.
Этапы обмена по каждому сценарию взаимодействия схематично представлены на рис. 1
Дополнительно хотелось бы отметить, что:
- Процессы по сценариям обмена данными с ЛК БР, могут запускаться в контуре RS-Connect как вручную пользователем, так и системой в автоматическом режиме на основании запланированных заданий.
- При формировании списка клиентов загруженная из АБС информация проверяется на соответствие форматам обмена с ЛК БР.
- При проверке клиентов по списку используется последняя загруженная из ЛК БР информация.
- Об успешном или неуспешном выполнении того или иного действия пользователи информируются по e-mail.
Рис. 1. Схема сценариев для реализации функциональности по потоку «Знай своего клиента»
Модуль «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК»
Пользователи RS-Connect найдут функциональность нового модуля в главном меню системы: доступные режимы объединены под названием «ЗСК». Чтобы абонент (АБС банка) мог обращаться к пункту меню «ЗСК», необходимо обратиться к режиму настроек (рис. 2) и активировать опцию «Учет ЗСК» (это стандартный подход «включения» модулей, и он хорошо известен пользователям RS-Connect).

Рис. 2. Настройки абонента для модуля «ЗСК» (фрагмент панели)
Прежде чем начать работу с модулем «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК», необходимо ввести данные о логине и пароле для доступа к Личному кабинету на сайте ЦБ. Если обмен будет выполняться только с одним ЛК, то рекомендуется указать логин и пароль непосредственно в общих настройках обмена. Эти настройки используются всеми абонентами (рис. 3). Если же абоненты будут обращаться к разным ЛК, то следует настроить логин и пароль для соответствующего подразделения каждого абонента, использующего модуль (рис. 4).
Все остальные настройки обмена с Личным кабинетом уже предустановлены в дистрибутиве. Необходимость их изменения может возникнуть только при появлении новых требований в спецификациях сервисов Центробанка.

Рис. 3. Настройки обмена для модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» (фрагмент панели)

Рис. 4. Настройки оргструктуры для модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК»
Основные режимы, с которыми работает пользователь в модуле, — это журналы регистрации взаимодействий с сервисами ЛК на платформе «ЗСК». Для каждого потока данных выделен отдельный журнал, работающий со своим видом запросов (рис. 5):
- Журнал для работы с запросами «Информация о клиентах КО» (КО — кредитная организация)
- Журнал для работы с запросами «Информация об уровнях риска».
Функциональность обоих журналов практически идентична, в каждом из них можно:
- Создавать новые запросы (например, если банк не использует планировщик заданий, то запрос на получение списка рисков или отправку списка клиентов может создать операционист).
- Просмотреть сведения по каждому запросу, открыв отдельную панель.
- Работать с записями в списке запросов: выполнять поиск и фильтрацию по заданным параметрам, а также использовать другие стандартные функции, предусмотренные в журнале.
Рис. 5. Журналы регистрации, внешний вид
В панели просмотра запроса информация систематизирована по закладкам:
- Закладка «Основное» (рис. 6).
Содержит данные о времени обращения для создания запроса, ID запроса, список ошибок.
Также на этой закладке располагается информация, специфичная для конкретного вида запроса:
- Для запроса получения списка уровней риска — можно узнать название файла реестра и его дату, если необходимо свериться с данными ЛК.
- Для запроса передачи сведений о клиентах дополнительно указаны сведения об абоненте, для которого сформирован запрос и выводится общее количество клиентов, включенных в список, полученный от АБС.
Рис. 6. Панели запросов: закладка «Основное»
- Закладка «История» (рис. 7)
Содержит список записей, фиксирующих последовательность изменения статусов обработки запроса и времени установки статуса. Каждый статус — это некий этап жизненного цикла: создание запроса, подготовка данных для обмена, установка связи с ЛК, получение или отправка файлов и т.п. Последовательность смены этапов наглядна: остановка процесса на определенном этапе позволяет ограничить область возникновения ошибки и быстрее решить возникшую проблему обмена.
Рис. 7. Панели запросов: закладка «История»
- Закладка «Обмен с ЦБ» (рис. 8).
Здесь содержится информация о вызовах сервисов ЦБ для получения или отправки сведений в рамках обмена. По каждому вызову можно просмотреть содержательную часть запроса и/или ответа, хранящуюся в системе в виде xml-файла. Данную информацию можно также получить в
«Журнале СПД» (СПД — сервисы прямого доступа). В этом журнале сосредоточена полная информация обо всех вызовах сервисов прямого доступа по всем запросам в рамках модуля «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК».
Рис. 8. Панели запросов: закладка «Обмен с ЦБ»
- Закладка «Обмен с АС» (рис. 9).
Используется только в панели «Информация о клиентах КО» и содержит список вызовов сервиса «Передать запрос формирования списка клиентов Банка» в модуле «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК».
Для понимания процесса отметим: этот сервис запускается автоматически при создании запроса в журнале. Сервис формирует запрос к АБС на передачу в RS-Connect сведений о клиентах. Положительным результатом обработки запроса является наличие в таблице ODBC данных о клиентах. На основании этих данных процедурой обработки запроса автоматически формируется xml-файл для передачи в ЛК ЦБ.

Рис. 9. Панели запросов: закладка «Обмен с АС»
В продолжение рассказа о взаимодействии с АБС банка упомянем еще об одном сервисе RS-Connect, который используется для проверки клиентов (и не клиентов) банка по реестру рисков ЦБ. Инициатором взаимодействие в данном случае является АБС банка (абонент). В запросе сервиса передается список лиц для проверки: указывается ИНН для каждого лица. По ИНН сервис выполняет поиск записи в текущем реестре уровней риска (текущий реестр — тот, который был загружен в базу данных RS-Connect последним на момент проверки). Если запись с указанным ИНН найдена, то в ответе АБС получает сведения об уровне риска данного лица.
Всю информацию о взаимодействии с АБС при обработке запросов проверки клиентов (и не клиентов) банка по реестру рисков ЦБ, можно получить из двух журналов (рис. 10):
- Журнал взаимодействия с абонентами.
- Журнал входящих запросов.
Это стандартные регистры учета, которые используются практически во всех модулях RS-Connect. Они реализуют достаточно широкую функциональность по работе с вызовами сервисов, необходимую для контроля и систематизации данных.
Рис. 10. Журналы для просмотра вызовов сервисов при обмене с АБС банка
Опыт работы с Центробанком через Личный кабинет
Модуль «RS-Connect. Обмен с платформой ЗСК» — это «первая ласточка» в области взаимодействия RS-Connect с сервисами Центробанка через Личный кабинет участника обмена. Тестирование модуля позволило выявить и решить все основные проблемы в организации этого вида обмена. Надеемся, что в будущем список коннекторов для работы с ЛК будет расширен, и это предоставит нашим пользователям больше возможностей по автоматизации процессов обмена в рамках других потоков данных Центробанка.