Исследования Тренды

Семейный и детский банкинг в России: тренды и перспективы

2175
Семейный и детский банкинг в России: тренды и перспективы

Ирина Лобзинева

Владелец продукта по дистанционному банковскому обслуживанию в R-Style Softlab

Детский банкинг — отдельное направление банковских продуктов. Это финансовые сервисы, карты и предложения для детей, с помощью которых те могут сами распоряжаться деньгами. Обычно в рамках детского банкинга договор заключают с одним из родителей, а счет ребенка привязывают к счету взрослого.

Ирина Румянцева

Аналитик R-Style Softlab

Мы провели исследование, чтобы выяснить, насколько актуальны для российских семей детские банковские продукты. Разобрались, какие функции кажутся людям наиболее важными, и выделили особенности, которые нужно учитывать при разработке детских продуктов.

Насколько актуальна тема финансовых продуктов для детей

В рамках исследования мы опросили жителей 36 разных городов России о том, как их дети распоряжаются деньгами и какими инструментами для этого пользуются. 

  • 85% респондентов ответили, что дают детям деньги на карманные расходы: 46% делают это регулярно, а 39% — время от времени. В большинстве случаев суммы растут со временем, но редко превышают 3000 ₽.
  • Также 46% думают, что оптимальнее всего давать детям карманные начиная с 8–10 лет: в этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно делать покупки.
  • 76% считают, что для детей удобнее всего именно пластиковые карты. 

Среди наших респондентов 55% оформили для ребенка хотя бы одну карту, а 34% из тех, кто этого не сделал, собираются открыть детский банковский продукт в ближайшее время. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем чаще родители переводят ему деньги на карту и тем меньше дают наличных.

Если дошкольникам в 61% случаев деньги дают наличными, то уже к десятилетнему возрасту ребенка этот процент сокращается до 33%. Зато родители начинают чаще использовать банковские карты — в 25–29% случаев. А большинство предпочитает комбинировать: выдавать часть денег наличными, а часть переводить на карту

Зачем родителям детский банкинг

Родители стремятся закрыть две потребности: дать ребенку удобный способ распоряжаться деньгами и иметь возможность отслеживать его расходы. 

  • 53% из числа наших респондентов регулярно контролируют, на что ребенок тратит деньги. 
  • Практически все опрошенные сообщили, что хотя бы иногда проверяют операции по карте ребенка.

Чтобы решить эти задачи, удобнее пользоваться банковской картой: все операции по счету фиксируются и их можно проверить.

93% респондентов знают, что сейчас банки предлагают родителям детские финансовые продукты. Банк может выпустить дополнительную карту, привязанную к счету родителя, а некоторые организации оформляют отдельные детские карты и поддерживают банковские приложения для детей. Договор с банком в обоих случаях заключают родители.

Какой должна быть детская банковская карта

Мы опросили людей, какие функции детских банковских карт кажутся им наиболее полезными и нужными. Вот какие возможности перечислили респонденты:

73% — оповещения об операциях. После каждой операции родителю и ребенку должно приходить уведомление. В нём указывается тип операции, сумма и счет, с которого или на который перевели деньги.

70% — возможность установки лимита. Лимит позволяет детям не потратить за раз слишком много денег и делает их расходы безопаснее. Например, ребенок не сможет случайно купить что-то на большую сумму.

63% — копилка. Отдельный счет с функциями копилки помогает детям научиться откладывать деньги на крупные траты. Например, ребенок может копить на велосипед или новую видеоигру.

55% — кешбэк. Кроме того что кешбэк приносит дополнительную выгоду, он еще и знакомит детей с рыночными механизмами. Они усваивают, как работает кешбэк, за что его можно получить, как и когда им пользоваться.

48% — приложение для детей. Почти половина считает, что для детских карт должно существовать отдельное приложение с обучающими видео и уроками по финансовой грамотности. Более того: 53% опрошенных ответили, что наличие или отсутствие детского приложения — решающий фактор при выборе конкретного продукта.

Каким должно быть приложение для детского банкинга

Среди детей респондентов, которые пользуются картами, у 52% есть детское банковское приложение. Большинство опрошенных родителей считают этот продукт полезным. Например, 89% полагают, что банковское приложение помогает родителям лучше контролировать и учитывать расходы ребенка. А 78% говорят, что с помощью приложения ребенок учится сам считать и распределять карманные деньги.

Мы спросили респондентов, какие функции они хотели бы видеть в мобильном банке для детей. Особенно актуальными для родителей оказались возможность контроля трат и помощь ребенку:

  • 98% считают, что счет ребенка должен быть привязан к счету родителя;
  • 87% хотят, чтобы с помощью приложения можно было отслеживать местоположение ребенка, если он потеряется;
  • 77% интересуются функцией цифрового финансового помощника;
  • 71% хотел бы, чтобы в приложении была копилка;
  • 67% считают, что в банковском приложении для детей должны быть курсы, тесты и другие обучающие материалы по финансовой грамотности.

Родители указывали и другие желаемые функции. Скажем, 49% считают, что на операции нужно подтверждение родителя — но не на все, а только на некоторые траты. 37% респондентов сообщили, что в приложении нужен планировщик задач, а 32% хотели бы иметь возможность интегрировать с ним электронный дневник ребенка.

Какие особенности нужно учитывать при создании финансовых продуктов для детей

Результат исследования показывает: родители заинтересованы в развитии банковских мобильных приложений для детей. Но сами банки не всегда готовы предложить клиентам такой продукт. Создать отдельное детское приложение — сложная задача: нужно разработать много новых функций, продумать тарифные планы и адаптировать интерфейс под детей разного возраста.

PR-менеджер «Ак Барс Банка», куратор проекта «Подарок для первоклассников» Екатерина Ларионова считает, что мобильные приложения для детского банкинга нужно разрабатывать совместно с психологами и методистами. Это, в частности, касается уроков по финансовой грамотности — их лучше составлять с учетом возраста детей.

Скажем, в приложении для младших школьников должно быть много картинок, короткие и простые тексты и понятные темы уроков вроде «как составить список покупок». А вот учить процентам и инвестициям младшеклассников рано — это скорее тема для подростков.

Удобное решение для банков — готовый модуль детского приложения

Мы создали модуль детского банковского приложения RS-InterBank:Kids с учетом потребностей детей и пожеланий родителей. Это микросервисный продукт для банков, в котором уже есть важные для аудитории функции:

  • геймификация — ребенок в игровой форме проходит ежедневные задания по финансовой грамотности. В личном кабинете у него есть «уровни», которые повышаются при прохождении уроков. А награду за достижение нового уровня можно платить виртуальными или реальными деньгами;
  • планировщик задач — в расширенной версии родители могут давать ребенку задания прямо через банковское приложение, а затем платить вознаграждение за их выполнение;
  • возможность выбора оформления — в приложении есть набор из нескольких базовых тем, которые ребенок сможет выбирать по своему желанию;
  • «растущий» интерфейс — в расширенной версии внешний вид и программа занятий для семилетнего и двенадцатилетнего ребенка будут различаться;
  • копилка — отдельный счет для накоплений с напоминаниями и системой поощрений. Ребенок может составить вишлист, а приложение будет напоминать ему отложить денег в копилку на желанную покупку;
  • родительский контроль — родитель может заблокировать покупки в отдельных категориях товаров и магазинов, установить лимит на траты и включить оповещения об операциях;
  • повышенный уровень безопасности — модуль спроектирован так, что, если ребенок потеряет телефон, злоумышленники не смогут получить доступ к его счету, так как установить детское приложение можно только по QR-коду, сгенерированному в родительском аккаунте;
  • интеграция с другими решениями — к модулю можно подключить электронный пропуск, проездной билет, дневник и отслеживание геолокации, чтобы родители могли знать, где находится их ребенок. 

Наше решение поможет банкам не тратить ресурсы на создание детского приложения с нуля. Мы уже проработали все основные функции — клиенту остается только подключить модуль, а мы поможем кастомизировать его под фирменный стиль банка. Если вам интересно, как работает продукт, можете оставить заявку на бесплатную демонстрацию.

Похожие записи

Обзор 10 систем для кадрового электронного документооборота (КЭДО)

Исследования Технологии

R-Style Softlab — это компания по автоматизации процессов и IT-консалтингу. Мы используем свой опыт, чтобы сэкономить ваше время и помочь выбрать подходящее IT-решение. Если вы хотите внедрить в своей компании КЭДО, но не знаете, с чего начать, — приходите к нам на консультацию. Мы изучим ваш бизнес, предложим подходящую вам систему, поможем ее внедрить и […]

1439

Обзор рынка SRM-систем: 10 популярных в России и СНГ систем управления закупками

Исследования Технологии

Зачем нужны SRM-системы В рамках SRM компании сегментируют поставщиков по рентабельности и рискам, разрабатывают стратегии взаимодействия и работают по ним, оценивают эффективность. Так, для завода поставки канцелярских товаров менее важны, чем сырья для производства. Поэтому отношениям с поставщиками сырья компания будет уделять больше внимания и времени, чем закупкам канцтоваров. SRM-системы автоматизируют работу с поставками. Большинство […]

4148

Искусственный интеллект (AI) для бизнеса: обзор технологий для повышения эффективности бизнеса

Исследования Технологии

Какие AI-технологии существуют? Искусственный интеллект — не единое понятие. Существует несколько основных направлений, в рамках которых строят и обучают AI для бизнеса. Коротко расскажем о том, на что способны некоторые из существующих решений и как это может помочь в оптимизации или автоматизации бизнес-процессов. Некоторые инструменты искусственного интеллекта для бизнеса могут комбинировать несколько AI-технологий. Например, голосовые роботы-помощники […]

4746