Исследования Тренды

Семейный и детский банкинг в России: тренды и перспективы

5677
Семейный и детский банкинг в России: тренды и перспективы

Ирина Лобзинева

Владелец продукта по дистанционному банковскому обслуживанию в R-Style Softlab

Детский банкинг — отдельное направление банковских продуктов. Это финансовые сервисы, карты и предложения для детей, с помощью которых те могут сами распоряжаться деньгами. Обычно в рамках детского банкинга договор заключают с одним из родителей, а счет ребенка привязывают к счету взрослого.

Ирина Румянцева

Аналитик R-Style Softlab

Мы провели исследование, чтобы выяснить, насколько актуальны для российских семей детские банковские продукты. Разобрались, какие функции кажутся людям наиболее важными, и выделили особенности, которые нужно учитывать при разработке детских продуктов.

Насколько актуальна тема финансовых продуктов для детей

В рамках исследования мы опросили жителей 36 разных городов России о том, как их дети распоряжаются деньгами и какими инструментами для этого пользуются. 

  • 85% респондентов ответили, что дают детям деньги на карманные расходы: 46% делают это регулярно, а 39% — время от времени. В большинстве случаев суммы растут со временем, но редко превышают 3000 ₽.
  • Также 46% думают, что оптимальнее всего давать детям карманные начиная с 8–10 лет: в этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно делать покупки.
  • 76% считают, что для детей удобнее всего именно пластиковые карты. 

Среди наших респондентов 55% оформили для ребенка хотя бы одну карту, а 34% из тех, кто этого не сделал, собираются открыть детский банковский продукт в ближайшее время. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем чаще родители переводят ему деньги на карту и тем меньше дают наличных.

Если дошкольникам в 61% случаев деньги дают наличными, то уже к десятилетнему возрасту ребенка этот процент сокращается до 33%. Зато родители начинают чаще использовать банковские карты — в 25–29% случаев. А большинство предпочитает комбинировать: выдавать часть денег наличными, а часть переводить на карту

Зачем родителям детский банкинг

Родители стремятся закрыть две потребности: дать ребенку удобный способ распоряжаться деньгами и иметь возможность отслеживать его расходы. 

  • 53% из числа наших респондентов регулярно контролируют, на что ребенок тратит деньги. 
  • Практически все опрошенные сообщили, что хотя бы иногда проверяют операции по карте ребенка.

Чтобы решить эти задачи, удобнее пользоваться банковской картой: все операции по счету фиксируются и их можно проверить.

93% респондентов знают, что сейчас банки предлагают родителям детские финансовые продукты. Банк может выпустить дополнительную карту, привязанную к счету родителя, а некоторые организации оформляют отдельные детские карты и поддерживают банковские приложения для детей. Договор с банком в обоих случаях заключают родители.

Какой должна быть детская банковская карта

Мы опросили людей, какие функции детских банковских карт кажутся им наиболее полезными и нужными. Вот какие возможности перечислили респонденты:

73% — оповещения об операциях. После каждой операции родителю и ребенку должно приходить уведомление. В нём указывается тип операции, сумма и счет, с которого или на который перевели деньги.

70% — возможность установки лимита. Лимит позволяет детям не потратить за раз слишком много денег и делает их расходы безопаснее. Например, ребенок не сможет случайно купить что-то на большую сумму.

63% — копилка. Отдельный счет с функциями копилки помогает детям научиться откладывать деньги на крупные траты. Например, ребенок может копить на велосипед или новую видеоигру.

55% — кешбэк. Кроме того что кешбэк приносит дополнительную выгоду, он еще и знакомит детей с рыночными механизмами. Они усваивают, как работает кешбэк, за что его можно получить, как и когда им пользоваться.

48% — приложение для детей. Почти половина считает, что для детских карт должно существовать отдельное приложение с обучающими видео и уроками по финансовой грамотности. Более того: 53% опрошенных ответили, что наличие или отсутствие детского приложения — решающий фактор при выборе конкретного продукта.

Каким должно быть приложение для детского банкинга

Среди детей респондентов, которые пользуются картами, у 52% есть детское банковское приложение. Большинство опрошенных родителей считают этот продукт полезным. Например, 89% полагают, что банковское приложение помогает родителям лучше контролировать и учитывать расходы ребенка. А 78% говорят, что с помощью приложения ребенок учится сам считать и распределять карманные деньги.

Мы спросили респондентов, какие функции они хотели бы видеть в мобильном банке для детей. Особенно актуальными для родителей оказались возможность контроля трат и помощь ребенку:

  • 98% считают, что счет ребенка должен быть привязан к счету родителя;
  • 87% хотят, чтобы с помощью приложения можно было отслеживать местоположение ребенка, если он потеряется;
  • 77% интересуются функцией цифрового финансового помощника;
  • 71% хотел бы, чтобы в приложении была копилка;
  • 67% считают, что в банковском приложении для детей должны быть курсы, тесты и другие обучающие материалы по финансовой грамотности.

Родители указывали и другие желаемые функции. Скажем, 49% считают, что на операции нужно подтверждение родителя — но не на все, а только на некоторые траты. 37% респондентов сообщили, что в приложении нужен планировщик задач, а 32% хотели бы иметь возможность интегрировать с ним электронный дневник ребенка.

Какие особенности нужно учитывать при создании финансовых продуктов для детей

Результат исследования показывает: родители заинтересованы в развитии банковских мобильных приложений для детей. Но сами банки не всегда готовы предложить клиентам такой продукт. Создать отдельное детское приложение — сложная задача: нужно разработать много новых функций, продумать тарифные планы и адаптировать интерфейс под детей разного возраста.

PR-менеджер «Ак Барс Банка», куратор проекта «Подарок для первоклассников» Екатерина Ларионова считает, что мобильные приложения для детского банкинга нужно разрабатывать совместно с психологами и методистами. Это, в частности, касается уроков по финансовой грамотности — их лучше составлять с учетом возраста детей.

Скажем, в приложении для младших школьников должно быть много картинок, короткие и простые тексты и понятные темы уроков вроде «как составить список покупок». А вот учить процентам и инвестициям младшеклассников рано — это скорее тема для подростков.

Удобное решение для банков — готовый модуль детского приложения

Мы создали модуль детского банковского приложения RS-InterBank:Kids с учетом потребностей детей и пожеланий родителей. Это микросервисный продукт для банков, в котором уже есть важные для аудитории функции:

  • геймификация — ребенок в игровой форме проходит ежедневные задания по финансовой грамотности. В личном кабинете у него есть «уровни», которые повышаются при прохождении уроков. А награду за достижение нового уровня можно платить виртуальными или реальными деньгами;
  • планировщик задач — в расширенной версии родители могут давать ребенку задания прямо через банковское приложение, а затем платить вознаграждение за их выполнение;
  • возможность выбора оформления — в приложении есть набор из нескольких базовых тем, которые ребенок сможет выбирать по своему желанию;
  • «растущий» интерфейс — в расширенной версии внешний вид и программа занятий для семилетнего и двенадцатилетнего ребенка будут различаться;
  • копилка — отдельный счет для накоплений с напоминаниями и системой поощрений. Ребенок может составить вишлист, а приложение будет напоминать ему отложить денег в копилку на желанную покупку;
  • родительский контроль — родитель может заблокировать покупки в отдельных категориях товаров и магазинов, установить лимит на траты и включить оповещения об операциях;
  • повышенный уровень безопасности — модуль спроектирован так, что, если ребенок потеряет телефон, злоумышленники не смогут получить доступ к его счету, так как установить детское приложение можно только по QR-коду, сгенерированному в родительском аккаунте;
  • интеграция с другими решениями — к модулю можно подключить электронный пропуск, проездной билет, дневник и отслеживание геолокации, чтобы родители могли знать, где находится их ребенок. 

Наше решение поможет банкам не тратить ресурсы на создание детского приложения с нуля. Мы уже проработали все основные функции — клиенту остается только подключить модуль, а мы поможем кастомизировать его под фирменный стиль банка. Если вам интересно, как работает продукт, можете оставить заявку на бесплатную демонстрацию.

Похожие записи

Свежая аналитика ИТ-отрасли: что интересного в отчете «Белая книга цифровой экономики 2023»

Изменения в законодательстве Исследования Технологии

Цифровая трансформация 一 одна из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. В ее реализации участвует сразу несколько государственных органов и организаций, среди которых АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», АНО  «Цифровая экономика», а также Минцифры РФ, второй год подряд выпускающие объемное исследование под названием «Белая книга цифровой экономики».  «Белая книга цифровой экономики […]

1395

Обзор 10 систем для кадрового электронного документооборота (КЭДО)

Исследования Технологии

R-Style Softlab — это компания по автоматизации процессов и IT-консалтингу. Мы используем свой опыт, чтобы сэкономить ваше время и помочь выбрать подходящее IT-решение. Если вы хотите внедрить в своей компании КЭДО, но не знаете, с чего начать, — приходите к нам на консультацию. Мы изучим ваш бизнес, предложим подходящую вам систему, поможем ее внедрить и […]

7010

Обзор рынка SRM-систем: 10 популярных в России и СНГ систем управления закупками

Исследования Технологии

Зачем нужны SRM-системы В рамках SRM компании сегментируют поставщиков по рентабельности и рискам, разрабатывают стратегии взаимодействия и работают по ним, оценивают эффективность. Так, для завода поставки канцелярских товаров менее важны, чем сырья для производства. Поэтому отношениям с поставщиками сырья компания будет уделять больше внимания и времени, чем закупкам канцтоваров. SRM-системы автоматизируют работу с поставками. Большинство […]

9006